• Пермь
    • $ 85.57
    • 93.26
Присоединяйтесь к нам:

Благодатная свадьба: супруги из Мулянки отметили семидесятилетие совместной жизни

200

70 лет в браке называют Благодатной свадьбой. На прошлой неделе такой редкий юбилей отметила семья Пономаревых из Мулянки. Павел Александрович и Зиновия Петровна отпраздновали его вместе с почти всей своей большой семьей. У них четверо детей, восемь внуков и одна внучка, а также 17 правнуков, младшему из которых – приехавшему погостить из Москвы Климу – нет еще и годика. Кто-то живет в Перми, кто-то в Лобаново, кто-то в Мулянке, ветви рода дотянулись также до Курска и Новосибирска. 

Патриарх рода Павел Александрович в свои 94 года держится бодрячком. Он ветеран тыла, награжденный Орденом Трудовой Славы, трактористом стал еще в 13 лет во время Великой Отечественной войны.

– Родился я в деревне Меркушево, в восьми километрах от Мулянки. И трудовую жизнь начал рано, – вспоминает Павел Александрович. – Война ведь, всех мужиков забрали в армию, а я только начал ходить в среднюю школу в Мулянке. И вот бригадир попросил нас, школьников: «Ребята, помогите, некому сено и дрова возить на ферму». А в 1942 году председатель колхоза отправил меня и ещё пятерых ребят на курсы трактористов в Кояновскую МТС. Вот и вся моя учеба, даже школу не закончил. И на следующий год в 13 лет я сел за трактор – старинный, ещё с железными колесами и открытой кабиной. С тех пор на разных тракторах доводилось поработать, и на «Беларусе», и на «Кировце».

Зиновия Петровна помладше мужа, ей 91 год. Отточенный многими годами педагогического стажа язык делает ее прекрасной рассказчицей. А еще она до сих пор сочиняет стихи. 

– Возле Кокуйского месторождения нефти (сейчас это Кунгурский район) была моя родная деревенька, – рассказывает Зиновия Петровна. – Моя старшая сестра по распределению попала в Меркушево работать учительницей, купила здесь домик. А в нашем Кокуе во время войны народа совсем не стало. Там текла река Ирень, мост через которую перестали восстанавливать. Я пошла в пятый класс, школа была на другом берегу, и вот моей маме приходилось каждое утро находить того, кто меня переправит на одну сторону, а потом того, кто заберет обратно. В итоге я переехала к сестре, чтобы ходить в школу.

Павел и Зиновия стали жить в соседних домах, но практически не общались. Когда ты юн, разница в три года – огромна, да и компании были совсем разные. А потом Павел Александрович отправился в армию, служил в Армении, конечно, в танковых войсках (механизатор же). Когда вернулся, увидел соседскую пигалицу с новой стороны.

– Увидел ее на танцах в клубе, смотрю, ничего такая, хорошо выплясывает, – вспоминает Павел Александрович. 

Зиновия к тому времени училась педагогическом училище и приехала домой на летние каникулы. 

– Мы с ним некоторое время гуляли, а потом Павел меня стал торопить жениться, говорил: «Вот осенью твои сверстники из армии вернутся, и ты мне не достанешься. Так что будет у нас свадьба, я уже всех родственников пригласил», – рассказывает Зиновия Петровна.

– На самом деле у меня к тому времени с родственниками были проблемы, – признается Павел Александрович. – Пока в армии был, у меня мать замуж вышла. И когда она была жива, с отчимом нормально общались. Но тут она умерла, а отчим за проживание у меня всю зарплату стал забирать. Родному сыну вот дом построил, а мне дубленку подарил. Я хотел было себе деньги откладывать, взрослый мужик же уже, а отчим меня тогда из дома стал гнать. Пришлось срочно своей семьей обзаводиться. 

Брак зарегистрировали 24 апреля 1954 года, но свадьбу сыграли во время большого праздника – 1 Мая. Затем молодая семья переехала в Пермь, сняли квартиру, там родился первенец. Павел Александрович три года проработал на заводе Свердлова, но потом понял – не его. 

– Я помню, приехали в деревню, идем по полю, тут муж зачерпывает землю и показывает мне проросшие зерна: «Пшеничка-то окоренилась», – вспоминает Зиновия Петровна. – А вдали идет трактор, и он, как механизатор, слышит, что в тракторе что-то не то, какая-то деталь барахлит. Вот тогда я поняла, что он у меня не городской человек, а совсем деревенский. 

Так Понамаревы вернулись в Меркушево, завели свой дом, корову. 

– Каждый день мой дед вставал рано утром, убирался во дворе, выносил навоз, а потом будил меня: «Иди доить корову, в конюшне чисто», – рассказала Зиновия Петровна. 

 Павел Александрович вновь стал трактористом в колхозе, а Зиновия Петровна – учителем в начальной школе. Потом Меркушевскую школу закрыли. Опытного учителя звали в другие школы, но до них было далеко ездить, а транспорта своего у Понамаревых тогда не было, мотоцикл «Урал» появится позже. Зато в Мулянке освободилось место в пришкольном интернате, в котором нужен был воспитатель. Там Зиновия Петровна проработала семь лет.

– Там были дети со всей округи: из Горбуново, Меркушево, Кольцово, – вспоминает педагог. – Я их встречала из школы, водила на обед, помогала с домашними заданиями. Один кольцовский мальчик не мог учить стихотворения, так я ему рисовала картинки-подсказки, и он по ним учил. Вечером я садилась в коридор и громко вслух читала книгу, чтобы было слышно во всех спальнях. 

Своих детей Понамаревы тоже успешно воспитали. Старший сын стал авиатором, начинал летать на «кукурузнике», а закончил на вертолете Ми-6. Второй сын раньше возглавлял Мулянскую управу, а теперь работает в администрации Лобановского теруправления. Старшая дочь, как мама, стала учителем, а младшая работала пограничником в Калининградской области, а теперь молодая пенсионерка переехала поближе к родителям. 

Понамаревы теперь живут в квартире в Мулянке, а усадьбу в Меркушево используют как дачу, возраст все же уже не тот, чтобы постоянно жить в деревенском доме. 

– Есть семьи, которые то сходятся, то расходятся, у нас такого не было, 70 лет вместе прожили и даже не надоели друг другу, – говорит Павел Александрович. 

– Семья у нас большая, дружная, успешная, у всех детей свои квартиры, карьеры, дети и внуки, – отмечает Зиновия Петровна. – Ну и мы будем приглядывать друг за другом, когда детям некогда. 

Поделиться:
Копировать ссылку