

Чтобы не было скучающих детей
В прошлом году во всех школах страны зазвучал гимн России. Поют до сих пор. И под фонограмму, и под баян, да и вообще без музыкального сопровождения. Педагоги признавались — первые недели действия нового церемониала давались с трудом. Школьники не знали слов, с трудом держали строй и не хотели вытягиваться «в струнку». Время не только лечит, но и учит. Сегодня церемония исполнения гимна и поднятия главного государственного символа — флага — становится красивым и торжественным и – самое главное – привычным ритуалом.
Помимо гимна и флага в школах страны появились и советники директоров по воспитанию. Министр просвещения Сергей Кравцов, анонсировавший нововведение, подчеркивал, что работа советников не будет связана с идеологическим контролем, но они возьмут на себя вопросы организации воспитательного процесса, проведения развивающих и досуговых мероприятий.
В 2021 году в пилотном проекте участвовали десять регионов страны. Результаты проекта оказались столь впечатляющими, что его распространили еще на 35 территорий, в том числе и на Пермский край. В следующем учебном году, согласно распоряжению Президента Владимира Путина к проекту присоединятся и остальные регионы страны.
В Пермском муниципальном округе советники директоров по воспитанию работают второй год. Какую роль они играют в школьном «оркестре», какие цели и задачи ставят перед собой и какие рассчитывают получить результаты, «НИВЕ» рассказала Юлия Беляевских, ведущий эксперт федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр», муниципальный координатор советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по Пермскому муниципальному округу.
— Юлия Сергеевна, написание вашей должности занимает десять газетных строчек, уже попахивает бюрократизмом…
— Нет-нет. Сделать бюрократов из советников по воспитанию не получится. Все мои коллеги — это увлеченные педагогикой и новыми задачами люди, любящие детей и готовые помогать им на каждом этапе взросления. Название должности, действительно, длинное. А все потому, что советники являются сотрудниками не только конкретных школ, но и Российского детско-юношеского центра. Это учреждение, где аккумулируются новейшие воспитательные методики, где разрабатываются программы дополнительного образования и программы, направленные на личностное развитие и гражданскую активность школьников. Филиалы центра действуют во всех регионах страны.
— Советники директоров по воспитанию в школах Пермского муниципального округа – кто они?
— Чаще всего это учителя, и они совмещают работу советника с преподавательской деятельностью. Есть среди советников социальные педагоги, организаторы мероприятий, пионервожатая. В шестнадцати школах округа советники были назначены не просто приказом директора, а по результатам конкурсного отбора, который проводился на базе Российского детско-юношеского центра. Победители конкурса стали участниками федерального проекта патриотического воспитания граждан «Навигаторы детства» и прошли обучение, курсы повышения квалификации. Обучающие курсы, кстати, являются неотъемлемой частью деятельности советников — мир меняется слишком стремительно, дети растут быстро, и советники должны быть в авангарде всех преобразований. Наши советники участвовали в обучающих программах, которые проводились на базе детского лагеря «Артек», институтах развития образования в Санкт-Петербурге и Саранске.
Советники отработали всего лишь один год, но руководители школ уже отмечают эффективность их работы. Можно утверждать, что советники стали первыми помощниками руководителей в трансляции федеральной повестки для детей, педагогов, родителей.
Еще в трех школах округа советники директоров будут участвовать в конкурсном отборе в текущем учебном году.
— О трансляции какой федеральной повестки вы говорите?
— Одна из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации — это воспитание юных граждан, которым уже через несколько лет предстоит взять на себя ответственность за развитие страны. Каким должен быть гражданин будущей России? Безусловно, цельной и самодостаточной личностью, стремящейся к созиданию и любящей свою страну. Воспитать такую личность можно, предоставив каждому, я подчеркиваю, каждому школьнику максимум возможностей для развития. Это возможность получения качественного образования — как классического набора наук, так и инновационного, демонстрирующего возможности науки: робототехники, информационных технологий, генетики. Именно для этого в стране для школьников открываются кванториумы, IT-кубы, «Точки роста». У нас, в Пермском округе, есть «Точки роста», работают Пермские выездные кванториумы.
Это возможность саморазвития в системе дополнительного образования — школьные кружки, самодеятельность, спорт, театры, медиацентры, которые бурно развиваются. Это возможность осознанного выбора будущей профессии через систему профессионального самоопределения, которая сегодня внедряется в наши школы. Это возможность «прокачать», как сейчас говорит молодежь, свои лидерские качества, свою гражданскую позицию через систему федеральных конкурсов и грантов, через обучающие мероприятия, которые проводятся в федеральных образовательных центрах «Артек» в Крыму, «Орленок» в Краснодарском крае, «Океан» во Владивостоке.
— И какие задачи стоят перед советниками округа?
— Задача советников директоров по воспитанию одновременно и проста, и сложна — аккумулировать всю информацию о возможностях развития и саморазвития подрастающего поколения и вовлекать в эти мероприятия детей, объединить усилия родителей, педагогов, общественных институтов, официальных инстанций и ведомств, и уже объединенными усилиями помогать школьникам взрослеть.
Также стоит задача помогать ребятам участвовать и побеждать (!) в конкурсных отборах, выезжать за пределы наших сел и деревень в «Артек», «Орленок», «Океан», чтобы общаться с детьми-лидерами других регионов, чтобы видеть это море возможностей, которое открывается перед подрастающим поколением.
И наши дети уже ездят. Ребята из Кондратовской школы побывали во детском центре «Океан», ребята из Бершетской, Мулянской и Савинской школ — в «Артеке», из Кояновской и Култаевской школ — в детском центре «Смена» (Анапа). Сейчас учащиеся Конзаводской школы готовятся к участию в форуме «Первый в двадцать первом», он пройдет в Казани, а ребята из Гамово поедут в Москву на форум «МедиаБум».
Задача советника — содействовать развитию детских объединений, это «Движение Первых» для ребят постарше, «Орлята России» для младших классов, для пятиклассников с этого года внедряется новый проект «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Все они служат формированию патриотических взглядов, сплочению детских коллективов, дают возможность нашим детям — обычным школьникам из обычных сельских школ — заявлять о себе на уровне региона и всей страны.
— Помогать участвовать в проектах — это массовая работа или штучная?
— На первоначальном этапе, конечно, штучная. В каждом детском коллективе есть дети лидеры и активисты, которые уже сейчас знают, что им нужно и зачем, и они успешно встраиваются в общественное пространство практически самостоятельно. Но именно через этих детей наши советники выходят на ребят, которые менее активны, у которых нет ярко выраженных интересов, нет четкой позиции, и работают уже с ними. Эта работа, конечно, должна стать массовой.
И поможет нам в этом взаимодействие с ученическим самоуправлением, которое есть в каждой школе. Постоянный и тесный контакт позволит вовремя увидеть и услышать детские инициативы, поддержать их и развить.
— Что изменилось в школе с появлением советников по воспитанию?
— Сегодня в каждой школе создан штаб воспитательной работы, куда входит директор, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог и советник директора по воспитанию. В штабе обсуждаются вопросы, связанные с реализацией федеральной повестки по вопросам воспитания. В формате «Дней единых действий» по всей стране во всех школах проводятся одинаковые мероприятия, которые учитывают региональную специфику и национальные традиции. Например, недавно отмечали День отца, праздник, в основе которого лежит уважение к семейным ценностям. В полученных нами рекомендациях прописано, какие мероприятия, в каком формате для какого возраста необходимо провести, на что сделать акценты. Это могут быть квесты, спортивные семейные состязания, мастер- классы. Распределяем задачи по участникам штаба воспитательной работы, организуем информирование школьников и родителей, через соцсети, личные контакты и – работаем!
— А «пионерские комнаты» в школах уже есть?
— В наших школах создаются центры детских инициатив — это пространства, где ученики могут работать над собственными внеклассными проектами. Мы пока на этапе становления. Создание детских пространств требует дополнительных ресурсов, ведь это не просто кабинет с рабочими столами и оргтехникой, детям важна атмосфера, поэтому нужна трансформируемая мебель, в том числе и мягкая, нужно мультмедийное оборудование. К сожалению, далеко не во всех наших школах есть отдельные и просторные помещения под такие центры. Очень ждем завершения строительства новых школ в Кондратово, Лобаново, Култаево, Гамово. Будем обустраивать центры, чтобы они стали местом притяжения ребят, местом, куда можно прибежать, поделиться своими идеями, обратиться за помощью.
— Вы упомянули, что прошлый учебный год работы советников дал свои первые результаты. Какие именно?
— В наших школах запущен церемониал, связанный с государственной символикой. Сейчас это мероприятие является неотъемлемой частью школьной жизни, именно на этих торжественных линейках объявляют об успехах ребят, о новых конкурсах и акциях, где можно отличиться. Право вынести флаг предоставляется ребятам, проявившим себя в учебе, спорте, волонтерстве, и это право занимает высокое место в иерархии школьных ценностей.
Выстраивается работа с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Начинаем с малого — не сразу, в лоб: «Иванов-петров-сидоров, будешь петь в хоре», а исподволь, наблюдая за ребенком, за его склонностями, за его активностью. И однажды советник просто обратится к такому подростку за помощью, предложит поучаствовать в каком-то мероприятии. И вот так тихонечко, но мы втягиваем в общественное пространство детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
— А разве трудными детьми не должны заниматься социальные педагоги и психологи?
— Позволю себе поправить вас — нет трудных детей или трудных подростков. Есть дети, которым трудно. И наша задача, я сейчас говорю не только о советниках по воспитанию, но и обо всех взрослых, – помочь таким детям. С ними занимаются специалисты, о которых вы говорите, а еще социальные службы, здравоохранение, органы профилактики. Задача советника — помочь выйти из кокона собственного неприятия, помочь увидеть краски жизни, дать силы, чтобы идти вперед и влиться в общество.
— Вы рассказали о результатах одного года работы советников директоров школ по воспитанию. А какими бы вы хотели увидеть результаты работы через десять лет?
— Думаю, лучшим результатом нашей работы станет отсутствие скучающих детей. Когда каждый школьник — мальчик и девочка, малыш или подросток – будут заняты интересной для них деятельностью. И чтобы в каждой школе была возможность помогать ребятам в реализации их добрых намерений. Мне кажется, что именно из детей, не знающих скуки, вырастают активные граждане. Именно за этими детьми – будущее страны.