• Пермь
    • $ 87.74
    • 95.76
Присоединяйтесь к нам:

ДорогА хорошая дорОга

207

В процессе объединения поселений Пермского района в собственность Пермского муниципального округа наряду с объектами инженерной инфраструктуры были переданы и автомобильные дороги. Сколько теперь дорог в округе, как осуществляется их содержание и обслуживание, и какие дороги будут нынче отремонтированы, «НИВЕ» рассказал Игорь Варушкин, первый заместитель главы Пермского муниципального округа:

— В 2023 году специалисты управления благоустройством провели инвентаризацию дорог, которые ранее обслуживались районом и сельскими поселениям. По ее результатам в собственность округа было принято дополнительно более двухсот километров дорог, бесхозных или не оформленных надлежащим образом. И на сегодняшний день в собственности муниципалитета находится почти 1950 километров дорог, все они вошли в перечень муниципальных автодорог округа, утвержденный главой муниципалитета. Из них почти 460 километров обслуживает управление благоустройством – это дороги, соединяющие населенные пункты. Почти 1490 километров обслуживают территориальные управления – это внутренние дороги населенных пунктов.

— Что входит в понятие «содержание дорог»? Как оно осуществляется?

— Содержание дорог — это комплекс мероприятий, направленный на поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог и тротуаров. Дороги округа относятся к IV и V категории, это зависит от ширины проезжей части, наличия обочин, интенсивности движения. Каждая дорога в зависимости от категории имеет свой норматив на содержание. В норматив включены текущие работы, объемные и непредвиденные.

С непредвиденными все понятно, это чрезвычайные ситуации, желательно, чтобы их не было.

В перечень текущих работ входит содержание земляного полотна и обочин, «ямочный» ремонт асфальтобетонных автодорог, грейдирование автодорог с переходным типом покрытия, скашивание травы на обочинах, уборка мусора на проезжей части и обочинах, поддержание элементов обустройства автодорог (разметка и знаки) и искусственных сооружений на них в чистоте и порядке, очистка дорог от снега в зимний период.

В перечень объемных работ – понятно из названия, что это наиболее затратные статьи расходов, – входит вывоз снега в зимний период, восстановление слоев асфальтобетонного покрытия, грейдирование с добавлением материалов дорог с переходным типом покрытия, ликвидация пучин на всех типах дорог, а также профилирование канав, вырубка кустарников, установка дорожных знаков, нанесение разметки и другие работы, но с учетом объемов, предусмотренных контрактами.

В июле прошлого года окружное управлением благоустройством заключило трехгодичные контракты на содержание дорог округа с двумя подрядчиками. Территориальные управления договоры на содержание своих дорог заключают самостоятельно в рамках своих бюджетов. Они же контролируют исполнение договоров.

— Как осуществляется контроль за работой подрядчиков на дорогах округа?

— Специалисты управления благоустройством регулярно выезжают на дороги, оценивают их состояние, в случае выявления дефектов подрядчикам выдаются предписания об устранении с указанием сроков. В мессенджерах созданы группы для оперативного взаимодействия с теруправлениями, Единой диспетчерской службой, депутатами, руководителями других подразделений и ведомств. Ведется мониторинг соцсетей, где жители оставляют свои замечания. Жалобы на состояние дорог принимаются и по телефону.

Выполненные работы оцениваются по балльной системе в зависимости от состояния дороги и качества выполненных работ. Размер оплаты определяется в зависимости от количества набранных баллов. Например, за первый квартал 2024 года оплата подрядчикам была снижена в общей сложности на 776 тысяч рублей. Кроме того, контрактами предусмотрено применение разовых штрафных санкций. С начала года оба подрядчика были оштрафованы на сто тысяч рублей каждый за неисполнение предписания об устранении недостатков. При этом ответственность с подрядчиков за исполнение обязательств не снимается

По аналогичной схеме – контроль и санкции – должны работать и администрации территориальных управлений.

— Наверное, мало штрафуете. Зимой было очень много жалоб на уборку снега.

— Зима выдалась сложной, снега выпало много. По данным геоинформационной системы Пермского государственного научно-исследовательского университета, январь 2024 года занял третье место с начала столетия по объему выпавших осадков. Вы и сами видели: снегопады были частыми и продолжительными. Если говорить языком цифр, то превышение нормы осадков в январе составило 36 процентов, в феврале — 12 процентов.

Чуть ранее мы говорили о нормативах — такого количества осадков нашими нормативами, конечно же, не было предусмотрено. Да и подрядчик рассчитывает свои силы – людей и технику – исходя из нормативов. А если фактические объемы многократно возрастают, то сил и средств просто не хватает. Не оправдываю подрядчиков. И им, и нам есть над чем работать. Ошибки будем исправлять вместе.

— Лето — время ремонта дорог?

— На некоторых объектах работы начались еще в апреле, благо, погода позволила. На 2024 год в Пермском муниципальном округе запланирован ремонт более 45 километров автомобильных дорог, в том числе 19 километров дорог с асфальтобетонным покрытием и 26 километра дорог с покрытием переходного типа (грунт, щебенка, гравий). Это дороги не только округа, но и переданные территориальным управлениям.

— По каким программам будут ремонтировать дороги?

— Работы проводятся в рамках четырех программ. Самая финансовоемкая программа – это национальный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». По этой программе ремонтируются крупные дороги с интенсивным дорожным движением, образно говоря, артерии округа. Средства на реализацию этой программы поступают из краевого бюджета.

В текущем году в рамках проекта приводим в порядок четыре асфальтированные дороги, соединяющие населенные пункты округа, протяженностью 7,6 километра. По трем из них – отворот от региональной дороги «Пермь – Екатеринбург» на Касимово, отворот на Сылву от региональной дороги «Пермь – Троица» и дорога Култаево – Нижние Муллы – контракты были заключены еще в 2023 году. Тогда же начались и сами работы. Отремонтировали пучинистые участки, восстановили обочины, отремонтировали и уложили новые искусственные неровности, заменили асфальтобетонное покрытие. В настоящее время все запланированные работы на всех трех объектах выполнены.

В рамках торгов по этим трем контрактам нам удалось сэкономить средства. Они направлены на ремонт участка дороги БОС – Нижние Муллы. Контракт заключили в этом году, новое асфальтобетонное покрытие уже уложено.

Помимо национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в округе на условиях софинансирования реализуются еще три программы дорожного ремонта. К средствам, выделяемым краевым бюджетом, округ выделяет свои средства, порядка 5-10 процентов от общей стоимости проекта.

Это программа краевого министерства транспорта, которое субсидирует муниципалитеты согласно постановлению Правительства Пермского края № 764-п. На эти средства мы ремонтируем дороги между населенными пунктами, а также улично-дорожную сеть, это порядка 600 объектов.

Очень значима для нашего муниципалитета и краевая программа «Комфортный край», инициированная губернатором Пермского края Дмитрием Махониным в 2023 году. Она подготовлена на основе комплексного плана развития Пермского округа и учитывает пожелания наших жителей. Распределение средств этой программы контролирует министерство территориального развития. В рамках этой программы окружное управление благоустройством занимается ремонтом тротуаров и автобусных остановок, будем откровенны — в прошлые годы этим объектам должное внимание по объективным причинам не уделялось. Этим летом по программе «Комфортный край» реализуем проекты, отобранные в прошлом году, и готовим проекты для реализации в следующем году.

И третий источник финансирования – это государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», средства поступают из федерального и краевого бюджетов, контролирует реализацию программы краевое министерство жилищного хозяйства. Под нее чаще всего попадает ремонт тротуаров.

– А разве у округа нет собственной муниципальной программы дорожного ремонта?

– Конечно, есть! Муниципальная программа дорожного ремонта округа охватывает ремонт дорог внутри населенных пунктов. Все средства этой программы, заложенные в бюджете округа, переданы в территориальные управления, руководители распоряжаются ими самостоятельно, но с учетом критериев — интенсивность дорожного движения, транспортная доступность к объектам социального назначения и других.

– По какому принципу выделяются субсидии? От чего зависит, сколько средств поступит в округ из регионального бюджета?

— Все очень просто. Размер субсидий, выделяемых округу в рамках региональных программ, зависит, прежде всего, от численности населения. Больше жителей — больше субсидия. К сожалению, граждане, которые построили в наших деревнях и селах дома, которые купили квартиры в новых жилых комплексах, не спешат регистрироваться в Пермском муниципальном округе. По сути, это «гости» округа, при этом они требуют дороги, тротуары, освещение, площадки для сбора ТКО.

В прошлом году на встрече с жителями деревни Луговой (это большая деревня в Усть-Качкинском территориальном управлении, расположенная практически на самом берегу Камы) граждане жаловались на плохую дорогу — она отсыпана щебенкой, есть участки похуже, есть получше, но в целом она проезжаема. Жителям же нужен асфальт. На встречу пришло человек двадцать, и ни один из них не имел регистрации в Пермском муниципальном округе! А значит, округ не получил и субсидию за них.

— А как округ распределяет средства по территориальным управлениям?

— Точно так же, пропорционально количеству зарегистрированных жителей. Чем больше наших новоселов зарегистрируется, тем больше средств получит округ, тем больше средств будет вложено в благоустройство и в решение других повседневных задач территориальных управлений. При распределении средств на ремонт и содержание дорог учитываем еще и протяженность улично-дорожной сети и материал покрытия.

— По каким критериям отбираются дороги, которые попадают в план ремонта?

— Это зависит от задач, которые нам необходимо решить. Первое – обеспечить транспортную и пешеходную доступность социальных объектов – школ, детских садов, домов культуры, больниц, поликлиник, амбулаторий и ФАПов, а также культовых сооружений. Второе – обеспечить безопасность на дорогах с высокой интенсивностью движения, а также там, где осуществляются автобусные перевозки, где действуют пассажирские и школьные маршруты.

За последние пару лет в округе появилось много новых социальных объектов. Возьмем детский сад в Ясырях, подъезд к которому был затруднен. В этом году будем ремонтировать участок Казанского тракта – дублера шоссе Космонавтов – от Песьянки до Ясырей. Или Лобаново, где построена новая школа. Здесь будем асфальтировать участки улиц Центральной и Культуры, по которым дети пойдут на занятия, уложим тротуар и установим освещение. Во Фролах начато строительство поликлиники, поэтому в план ремонта внесен подъезд к медицинскому учреждению от улицы Весенней.

Учитывается и мнение жителей. Например, на дороге Кояново - Мулянка по просьбам директора Мулянской школы и жителей поселка установим четыре автобусных павильона возле школы и на Молодежной улице. По просьбам жителей будем обустраивать и тротуар на Камской улице в деревне Кондратово, эта улица соединяет детский сад «Акварельки» с новым жилым комплексом «Салют».

— В плане ремонта очень много автобусных остановок. Это отдельная программа?

— Отдельной программы нет, просто мы стараемся включать ремонт остановок в существующие программы плюс привлекаем дополнительные средства. В прошлом году наше управление благоустройством выиграло конкурс в краевом министерстве транспорта, нам перечислили порядка десяти миллионов рублей на ремонт автобусных остановок. На эти средства мы установим в этом году автобусные павильоны в Мулянке, Култаево, Платошино.

Весной стало известно, что на 2025 год нам выделяют еще около пяти миллионов рублей. Уже принято решение, что оборудуем дополнительные остановки на дорогах Кояново- Юг и Лобаново – Насадка, места установок согласованы с главами территориальных управлений. К расходованию дополнительных средств стараемся подходить разумно. Там, где люди ожидают автобус, устанавливаем павильоны, в которых можно укрыться от дождя и ветра. Там, где люди высаживаются и сразу уходят, оборудуем просто заездной карман.

— Вы говорили, что люди просят покрыть асфальтом гравийную дорогу. А это вообще реально сделать?

— Конечно, реально. Только стоить это будет «безумных» денег. Смена покрытия — это капитальный ремонт, для его проведения необходимо разработать проектно-сметную документацию, пройти государственную экспертизу и иметь в бюджете денег минимум в десять раз больше, чем на текущий ремонт.

Поэтому мы на такие проекты пока не замахиваемся.

Правил без исключения, однако, не бывает. В этом году нам придется сменить тип покрытия в поселке Юг на дороге по улице Ленина. В противном случаем мы можем лишиться автобусного маршрута. Часть этой дороги залита асфальтобетоном, а часть — отсыпана гравием. Улица перегружена социальными объектами — школа, дом культуры, поликлиника. Состояние дороги оставляет желать лучшего. Ремонт будем делать с применением новой технологии «ресайклинг». Ее суть в том, чтобы с применением специальной техники укрепить существующее гравийное покрытие специальными составами и уложить сверху один слой асфальтобетона. Планируем таким способом сменить покрытие на протяжении 1,2 километра дороги, как раз до конечной остановки автобусного маршрута. Плюсом заменим остановочные павильоны.

— Игорь Александрович, журналисты много ездят по округу, и мы отметили, что состояние остановок школьных автобусов не ахти. Есть планы?

— Безусловно, есть. Вы, наверное, видели на краевых дорогах новые остановочные пункты — они серые с красной отделкой и надпись «Министерство транспорта Пермского края». На их основе разработаны и эскизы для остановок школьных автобусов. Теперь по всему Пермскому краю на школьных остановках будут устанавливать павильоны с надписью «Пермский край — Комфортный край». Если вы увидите такую остановку, знайте, что она установлена на средства программы «Комфортный край».

Нам с коллегами эта идея понравилась, мы задумали разработать остановочный павильон нашего муниципалитета, чтобы он стал частью визуальной облика округа, чтобы, съезжая в сторону от региональных трасс, наши гости видели, что они в Пермском округе — самом большом и самом лучшем! Разработкой эскиза занимаются коллеги из управления капитального строительства, думаю, что скоро мы увидим результат этой работы.

Поделиться:
Копировать ссылку