• Пермь
    • $ 94.09
    • 100.53
Присоединяйтесь к нам:

Дорога на Байконур: чем известен слесарь из деревни Верх-Речка Геннадий Куимов

505

Почему для 77-летнего жителя деревни Верх-Речки Геннадия Куимова День космонавтики – профессиональный праздник? Да потому что в течение многих лет здесь, на землях Сылвенского поселения, начиналась дорога на Байконур космической продукции Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова. Именно здесь, неподалеку от Новых Лядов, с конца 50-х годов прошлого века находился испытательный стенд «Второго (секретного) производства» Пермского моторостроительного, на котором Геннадий Васильевич работал слесарем.

Днем начала отсчета истории пермских ракетных двигателей считается 12 марта 1958 года. В этот день приказом совнархоза Пермского экономического административного района на Пермском моторостроительном заводе, носившем в те годы имя И. В. Сталина, было создано специальное производство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей. Главной задачей нового производства стало освоение двигателей РД-214 ракеты Р-12 и ракеты-носителя «Космос». С этого момента и началось серийное производство жидкостных ракетных двигателей. А предполетную проверку каждый из созданных уральскими моторостроителями двигателей проходил именно здесь, на испытательном полигоне близ поселка Новые Ляды. С 1962 года с завода на испытательный стенд стали приходить новые, более мощные двигатели - РД-253 для ракеты-носителя «Протон». Этому двигателю суждено было выпускаться еще чуть ли не четверть века…

Что это за человек, который в молодости занимался изготовлением кирпичей на Лядовском (точнее - Старолядовском) кирпичном заводе, а на пенсию вышел высококвалифицированным слесарем, специализирующемся на жидкостных ракетных двигателях?

Его трудовая биография началась в девять мальчишеских лет, в колхозе «Победа». Он вспоминает о ее начале:

«В дни сенокоса отвозил на телеге копны сена, когда стал постарше, работал в полях на жатке – «лобогрейке». Помню: идет по полю жатка, а сзади за ней идут строем женщины и вяжут снопы».

Мальчик рано почувствовал себя взрослым. И это раннее взросление, зрелый взгляд на жизнь, наверное, наложили свой отпечаток на всю его последующую трудовую биографию. Геннадий закончил школу, через два года поступил в Кунгурское училище, приобрел там профессию механизатора и вернулся в родную деревню. В 1963 году Геннадий Куимов выбрал местом своей работы Лядовский кирпичный завод. Начинал разнорабочим, и за 18 лет сменил несколько профессий: поработал на экскаваторе, возил на электровозе глину для кирпичей, был мастером на глиняном карьере. Для того чтобы лучше разбираться в своем деле, заочно закончил Московский горный институт.

Но все-таки работа на одном из главных градообразующих предприятий Старых Лядов не стала для него любимым делом. В 1981 году он пришел работать слесарем - стендовиком на то самое «Второе производство» Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова, а точнее – на испытательный комплекс, где проводились огневые испытания двигателей космических ракет.

«Если описывать мою работу кратко, он заключалась вот в чем: слесарь внимательно осматривает прибывший с завода новехонький ракетный двигатель, убеждается в том, что двигатель не имеет повреждений и удостоверяет его пригодность для огневых испытаний. Двигатель с превеликой осторожностью доставляется на испытательный стенд.  Это огромное массивное сооружение, уходящее на три этажа под землю и на четыре в высоту. Укрепленный на испытательном стенде, двигатель должен проделать все то, что ему предстоит сделать в полете: включиться, проработать положенное время и выключиться».

Каждое из огневых испытаний становится проверкой мастерства многотысячного коллектива профессионалов завода: конструкторов, технологов, инженеров, рабочих. Но и от коллектива испытательного полигона этот высокотехнологичный процесс требует особой квалификации, опыта, безупречной дисциплины и слаженной командной работы.

Но вот огневые испытания закончились, и двигатель вновь попадает в руки бригады слесарей. Его разбирают на составные части и устраняют с него все следы проведенных испытаний: убирают нагар, тщательно проверяют, не подверглись ли части сложного механизма деформации. Нарушений не обнаружено – упаковывают двигатель в специальные ящики, где для каждой из частей двигателя приготовлен специальный отсек. Ящики отправляются изготовителю, вместе с отчетом об испытаниях. Там двигатель собирают вновь, а его корпус заваривают, чтобы он стал неразъемным, и отправляют туда, где его встроят в ракету. И – на Байконур… Надо ли упоминать, что все многочисленные передвижения ракетных двигателей нужно было совершать с безмерной осторожностью?

К середине 1970-х годов выпуск ракетных двигателей уже превышал половину объема производства завода имени Свердлова. «Второе производство» было в те времена первым по своему значению, оно принесло предприятию немало наград, дало предприятию значительные средства. В 1987 году началось освоение производства модифицированного РД-253, значительно увеличившего возможности ракеты-носителя «Протон». Новый двигатель получил название РД-275. В первую очередь, благодаря первой ступени, «Протон» стал самой надежной ракетой в мире. Сердце этой самой надежной в мире ракеты – ее двигатели — проходили через умелые руки Геннадия Васильевича. Проходили и люди. За это время он сумел воспитать множество учеников.

«Горжусь тем, что за все 26 лет работы на «Втором производстве» у работников ОТК никогда не было претензий к сделанной мной работе».

По условиям вредного производства Геннадий Куимов должен был выйти на пенсию в возрасте 55 лет. А он вышел в 61.

Сегодня он, как и прежде, живет в родной деревне Верх-Речке. Теперь деревню не узнать. Куда ни глянешь – новостройки.

«Теперь на нашей улице всего два старых дома. Все меняется к лучшему».

Возраст не пригибает Геннадия Куимова к земле. Он бодр, деловит, уверен в счастливом будущем своих детей. Жизнь идет с его активным участием. Такой уж он человек.

Ранее газета «Нива» рассказывала о враче-ветеринаре Елене Колдомовой.

Поделиться:
Копировать ссылку