• Пермь
    • $ 92.05
    • 98.64
Присоединяйтесь к нам:

Голос прошлого: в селе Бизяр нашли старинный колокол, спрятанный в русле ручья

904

В середине июля в селе Бизяр был обнаружен старинный колокол весом около полутора центнеров. Необычная находка была передана на ответственное хранение местному егерю.  

– К нам в Бизяр иногда приезжают охотники за черным металлом с металлоискателем, – рассказал егерь Василий Бекетов. – У нас с ними договоренность: если что-то не имеющее исторической ценности найдется, то забирайте, а если что-то интересное, то оставляете в деревне. Так они нам старые пожарные каски находили, еще кое-что. А тут в русле ручья они наткнулись на колокол. Причем мы этот ручей углубляли, оказалось, что буквально полметра до колокола не дорыли. У нас в селе было две церкви, но ни одна из них не расположена возле места, где нашли колокол, так что мы предполагаем, что колокол специально здесь зарыли, чтобы его не пустили на переплавку. Сейчас я аккуратно чищу колокол от камней и грязи, которые прикипели к металлу, пока никаких надписей не нашел, только остатки узоров. Может, этот колокол и наши бабушки не видели, а вот внуки увидят. 

Вес колокола составляет порядка 150 килограммов, не в каждой современной колокольне есть такая махина. Сделан он был качественно и сохранился хорошо, так что сейчас даже гулко звенит от удара. Правда, язык от колокола найти не удалось, возможно, его сняли заранее и закопали немой колокол тайком, чтобы не выдать случайным звоном. Местные активисты верят, что находка колокола может быть толчком к возрождению села, и для начала планируют построить часовню с колокольней, чтобы повесить найденный колокол.

Дрожащее место

Сейчас в Бизяре всего порядка пятнадцати домов, в которых люди живут круглый год, только летом его наполняют дачники. Но у села давняя и славная история, исследованием которой занялся краевед-энтузиаст Артем Битков.

– Я сейчас живу в Москве, а из Бизяра родственники моей жены, – рассказал Артем. – Но меня очень заинтересовало это село, ищу информацию о нем в архивах, пытаюсь решить его нынешние проблемы, вроде переполненной мусорной площадки.

Артем Битков создал группу в ВК «Бизяр | История одного села», в которой публикует результаты своих изысканий.

Неизвестно точно, почему Бизяр называется Бизяром. Вероятно, это слово тюркского происхождения, так «биз» – это и ткань, и железа (не железо), и дрожать-трепетать, а «яр» – овраг, место, а еще слюна, друг, рассекать. В итоге вариантов перевода много, один из интересных – «дрожащее место» — вполне может быть связан с тем, что в этих краях действительно случались землетрясения. Первое из них было задокументировано в 1798 году, по словам очевидцев, «в церкви качались паникадила, тряслись связи и слышен был какой-то гул, а в домах колебались стены и мебель и трещали окна».

Медеплавильный завод

День рождения Бизяра привязан к запуску Бизярского медеплавильного завода, состоявшемуся 3 марта 1741 года. Его основателем и первым владельцем был Петр Игнатьевич Осокин, который владел им до 1772 года. После этого предприятие сменило множество владельцев, включая государство и акционерную компанию Кнауфских горных заводов. В Бизярском заводе изначально стояло шесть медеплавильных печей, его работу обеспечивал обширный пруд с плотиной, руда поступала сюда из 18 рудников, разбросанных на расстоянии до 50 верст от села.  За 122 года существования завода, по приблизительным подсчетам, им выплавлено около 300 тысяч пудов (почти 5 тысяч тонн) меди. Завод был закрыт в 1863 году, всего черед два года после отмены крепостного права.

– К сожалению, заводской пруд не сохранился до наших дней, когда в XX веке прохудилась плотина, жители не смогли договориться о выделении средств на ремонт, хотя там был вопрос в одну корову, в результате плотина полностью развалилась, и пруд вытек, – объяснил Артем Битков. – Сейчас большой вопрос, можно ли восстановить пруд, не нанеся ущерб экологии, ведь прошло уже много лет, природа приспособилась к отсутствию водоема.   

Храм, царь и коровы

Первый храм был заложен в селе в 1763 году. Это была Христорождественская церковь, просуществовавшая до XIX века. С 1843 по 1930 годы в Бизяре действовал храм Сретения Господня. При храме был церковный хор из 35 человек, который ездил по региону с концертами, о чем сохранилась заметка в газете.

К середине XIX века в Бизяре жили три тысячи человек, еще столько же жителей окрестных деревень работали на заводе. В архивах удалось найти проект памятника Александру Второму, вроде того, что был поставлен, а теперь восстановлен в Юго-Камском. Правда, неизвестно, поставили ли в Бизяре бюст императору, отменившему крепостное право, или не успели.

Был Бизяр успешным селом и в советские годы. В1923 году на первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве были отмечены бизярские коровы. Потом по три раза в год в самом селе в 1928 и 1929 годах проходили выставки крупного рогатого скота Прикамья.

В годы Великой Отечественной войны множество уроженцев Бизяра ушли на фронт, и имена далеко не всех из них занесены на стелу местного памятника участникам войны. Артем Битков нашел в архивах еще порядка 50 фамилий.

Вместе с капибарой

В Бизяре постоянно находят старинные вещи, колокол – одна из самых крупных находок. Поэтому у местных активистов в планах создание в селе небольшого музея, который привлечет туристов.

Население Бизяра растет, по данным последней переписи населения за 11 лет численность села увеличилась на 34 процента – с 70 до 94 человек.

А еще в начале июля жители Бизяра взяли шефство над капибарой Иванкой из Пермского зоопарка, о чем теперь сообщает табличка на ее вольере. Это милое животное из Южной Америки выбрали, потому что капибара (она же водосвинка) часто рассматривается как символ сообщества и социальной гармонии. Во многих культурах считается, что капибара способна объединять людей и способствовать сотрудничеству и взаимной поддержке.

Поделиться:
Копировать ссылку