• Пермь
    • $ 92.13
    • 98.71
Присоединяйтесь к нам:

Хореограф Гамовской ДШИ Ирина Хазова поставила учеников на пуанты

610

«Для меня, потомственной горожанки, село Гамово - место очень необычное, - признается Ирина Александровна. – Те, кто там не был, – не поймут. С одной стороны, здесь, как в русских малых селах и деревнях, на улицах принято здороваться со встречными. С другой стороны, все, как в большом городе: в зоне шаговой доступности крупные и мелкие магазины, детский сад, поликлиника, школа, ДШИ, в которой я работаю, и прочие учреждения культуры и спорта. Это место, где хочется жить. Нам, с мужем-офицером довелось изрядно попутешествовать по России. Но именно Гамово – это для меня! Наше село напоминает мне маленькую Швейцарию».

Ирина Хазова – руководитель хореографического отделения Гамовской школы искусств, учит наших детей классическому танцу, занимается постановкой концертных номеров, а также является наставником молодых специалистов и студентов Пермского колледжа искусств и культуры.

Одни из нас умеют танцевать, другие не умеют. Но хотя бы раз в жизни танцевал каждый из нас: на школьном балу, на танцевальной площадке, на своей или чужой свадьбе. И лишь немногие выбирают танец своей профессией. Искусство танца – это хореография. Тем, что Ирина Хазова стала хореографом, она обязана своей первой учительнице танцев, которая не просто научила свою ученицу танцевать, а помогла ей полюбить танец на всю жизнь, и он стал ее любимой профессией.

Основной задачей хореографа является создание наполненных красотой и уникальностью танцевальных композиций. Опытный хореограф распределяет между танцорами конкретные образы, предназначенные для воплощения в танце, принимая во внимание способности и характер каждого участника танцевального коллектива. Он осуществляет подбор музыкального сопровождения и костюмов.
Хореограф отвечает за технику исполнения движений танца. Он должен обладать умением создавать танец на основе своих замыслов, опираясь на наработки предшественников и передовой опыт своих современников.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Классический танец является основой всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные танцоров, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий, из классики. И классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга. Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации движений позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны.

Именно на занятиях классического танца танцоров обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций.

Руководитель школы Людмила Ташлыкова рассказала об Ирине Александровне одну очень любопытную деталь: преподаватель Хазова поставила своих учеников на пуанты. Это очень хорошее достижение, требующее длительного подготовительного периода. Молодые танцоры, начиная с четвертого года обучения и до выпускного класса, подобно артистам балета способны танцевать на кончиках пальцев. Стопа танцора на пуантах ставится так, чтобы подъем был полностью вытянут, а пальцы ног были перпендикулярны полу. Если смотреть на правильно выровненного танцора сбоку, через его коленный, голеностопный сустав и сустав большого пальца ноги можно мысленно провести идеально прямую линию. А значит, юные гамовские танцоры за годы обучения классическому танцу приобретают идеальную осанку.

Ирина Александровна рассказала мне, что первую группу своих учеников набрала в юности, еще не получив хореографического образования. Но с тех пор она неустанно учится. Впитывает все новое, что появляется в мире хореографии, участвует в конкурсах профессионального мастерства, полученные знания передает своим ученикам. Учащиеся хореографического отделения показывают высокие результаты в конкурсах и фестивалях различного уровня (окружных, краевых, всероссийских, международных). Гамовские танцоры привезли заслуженные награды из Чайковского, Глазова, Екатеринбурга, Казани, Москвы. А что касается родного села, то ни одно культурное мероприятие, ни один праздник в Гамово не обходится без участия юных танцоров детской школы искусств.

- Ирина Александровна, кто талантливее в танце, девушки или юноши?

- История помнит имена и гениальных танцовщиков, и незабываемых танцовщиц. Если у человека талант к хореографии, то неважно, мужчина это или женщина. Вот только у нас в Гамово издавна повелось: девочек пленяют танцы, а мальчишек – спорт. Вот и на нашем отделении силы неравные: из семидесяти учащихся юношей только восемь. Ребята разного возраста – от совсем юных до старшеклассников. Зато гамовские танцоры, как и их партнерши, способные танцевать на пуантах, меня не подводят. Во всех победах и завоеваниях хореографического отделения ДШИ решающая доля усилий – именно их.

- У детей разные возможности. На какой уровень таланта ориентируются преподаватели хореографического отделения?

– Действительно, то, что одному танцору дается легко, по наитию, другой осваивает путем длительного повторения, пóтом и кровью. Но тем или иным способом материал усваивается всеми. И вот в вашем классе больше нет «неумех» и неуспевающих. Следующий этап обучения танцоров – поднять средний уровень до уровня лучших.

Большинство юных хореографов, как и сама Ирина Александровна, живут танцами, полностью отдаются этому своему увлечению. В последние годы четверо ее учеников получили звание «Гордость Пермского края», а несколько выпускников Гамовской ДШИ, воспитанных хореографом Хазовой, тоже решили стать профессиональными хореографами. Эти девушки не боятся трудностей и хорошо усвоили, что удивительная и интересная профессия хореографа открывает множество перспектив для тех, кто стремится овладеть ее тонкостями в совершенстве.

– Я знаю, что своей работе вы отдаете себя без остатка. Что вам помогает жить в таком темпе? Поделитесь секретом!

– Это не секрет. Конечно, я не могла бы столько сил вкладывать в свою работу, если бы не помощь моих близких. Когда мой супруг был офицером, я безропотно следовала за ним по военным городкам и гарнизонам. Сейчас он гражданский, хорошо понимает, как я предана своей профессии и поддерживает меня во всем: берет на себя большую часть домашних забот, помогает, когда мои ученики отправляются за пределы родного села, поддерживает меня делом и добрым словом. Мой сын – парень серьезный. Он далек от музыки и танцев, но я всегда чувствую его поддержку. А дочь Злата, как и мама, – вся в танце. Моя полная единомышленница. Очень горжусь всеми ими и очень люблю.

Жизнь и труд Ирины Хазовой понемногу влияет на жизнь маленькой уральской Швейцарии. С ее подачи в этом комфортном для житья месте появляется больше увлеченной и неравнодушной молодежи, совершенствующей свои тела и души.

Поделиться:
Копировать ссылку