Лекари детских душ: психологический десант помогает раскрыться школьникам Пермского округа
Еще каких-то два десятилетия назад педагоги-психологи в российских школах были большой редкостью. Первые «лекари» детских душ появились в образовательной сфере лишь в конце девяностых. Но сегодня практически каждая школа и детский сад могут похвастать своим личным психологом, а в управлении образования Пермского муниципального округа появилась целая команда неравнодушных педагогов, готовых абсолютно безвозмездно оказывать психологическую поддержку детям и их родителям. Курирует волонтеров кризисный психолог Центра развития образования Светлана Южакова. За несколько лет она собрала дружный сплоченный коллектив, готовый в любую минуту прийти на выручку.
Первый «прыжок»
Одними из первых в ряды психологического десанта были «призваны» специалисты Сылвенской средней школы — социальный педагог Анна Николайчук и педагог-психолог Наталья Мельник. Они не носят голубых беретов, зато два с половиной года подряд помогают развивать у детей эмоциональный интеллект, учат договариваться со сверстниками и взрослыми, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях, а главное — своевременно выявлять и предупреждать травлю в школьной среде.
— У каждого человека бывают возрастные кризисы: рождение, первый год жизни, период «самости» в три года, школьный этап в семь лет, но самый настоящий пик – это период пубертата, который выпадает на седьмой класс – 13 лет, — говорит Наталья Мельник. —это объясняется гормональными и физиологическими перестройками, что может проявляться в снижении концентрации внимания, быстрой утомляемости, раздражительности. Появляются проблемы с самооценкой, возникают трудности в общении как с родителями, так и со сверстниками.Именно поэтому семиклассники больше всех нуждаются в поддержке.
Сельская школа — это второй дом с родными стенами, поэтому своих педагогов дети знают в лицо: видят учителей практически каждый день, живут с ними на одних улицах, а бывает, и в одном доме, а преподаватели узнают при встрече вне школы каждого ребенка, знают его родителей, семейные истории и даже домашних питомцев.А это, в свою очередь, может накладывать отпечаток недоверия.
Согласитесь, когда делишься со школьным психологом своими тайнами, а потом видишь его на улице, в магазине, может возникнуть тревожная мысль: «А вдруг он кому-то расскажет…» Поэтому дети могут неискренне заполнять страницы опросов диагностики, недоговаривать при личной беседе. Хотя конфиденциальность – это главный принцип работы психологов.
Именно поэтому в окружном управлении образования два с половиной года назад возникла идея — создать мобильную группу психологов, которые будут работать в разных образовательных учреждениях Пермского муниципального округа.
Первой точкой на карте стал поселок Юго-Камский, поскольку в местной школе скопилось множество проблем. Команда из десяти специалистов провела с семиклассниками занятия по четырем темам.
— Мы рассуждали с ребятами о сильных сторонах, занимались самопознанием, задавали главный вопрос: «Кто я?» — говорит Наталья Мельник. — На втором тренинге рисовали портрет своего класса, работали в команде. Затем обсуждали традиции каждой семьи, говорили об уважении к родителям. А последний тренинг направлен на обучение детей жить в согласии с собой и окружающим миром.
Нет депрессии
Не секрет, что за последние несколько лет уровень тревожности жителей округа вырос вдвое: на психологическое состояние общества повлияла внезапно нагрянувшая пандемия, за ней и специальная военная операция на Украине.
Начало военного конфликта люди встретили с высоким уровнем тревожно-депрессивной симптоматики. Конечно же, все эти события повлияли на наших детей, заезженная фраза: «Что ребенок понимает в этом возрасте?» – стала совсем не уместна.
— Люди начали чаще рассуждать о будущем своей страны, переживать о благополучии своей семьи, а ребенок, он ведь как губка, все чувствует и впитывает из атмосферы в доме, — говорит Наталья Мельник. — Чтобы наши занятия с детьми приносили результат, мы решили проводить тематические встречи и для родителей –они, кстати, на это предложение откликнулись.Встреча с родителями всегда начинается одинаково, куда бы не приехали, – это уставшие лица родителей, желание «быстрее бы это закончилось», мысли о домашних делах, но после окончания тренингов они расходятся не сразу. Всегда задают вопросы психологам, приглашают еще приехать, потому что возникает желание отработать и другие темы. Даже папы включаются и дают ценную обратную связь.
Работают психологи и со школьными учителями, чтобы они смогли найти в себе дополнительные ресурсы и не выгореть в профессии.На тренингах прорабатывают эмоциональное состояние, формируют внутреннюю устойчивость педагога, акцентируют внимание на внутренних ресурсах – все это напрямую влияет на эмоционально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Проект заработал на полную мощность, в конце каждой встречи «десантники» получают обратную связь.
— Родители удивлялись, что, оказывается, они очень мало внимания уделяют своим детям, просили научить их родительству, — добавляет социальный педагог Анна Николайчук. — А учителя школ с интересом участвовали в тренингах, поскольку только спокойный и уравновешенный педагог может хорошо объяснить ребенку очередную тему.
Охотно поддерживают проект психологов и директора школ округа, а многие из них активно участвуют в них. Отзывы о работе психологического десанта педагоги всего Пермского округа дают только положительные.
— У нас лучшие педагоги-психологи, они нужны и необходимы, особенно нашим детям, — хвалит коллег начальник управления образования Пермского муниципального округа Наталья Соснина. — Очень рада, что проект дает хорошие результаты, обязательно продолжим во всем поддерживать наших «десантников».
— Психологи десанта не разделяют детей на тех, кому нужна помощь, а кому нет, для них все дети одинаковы, — отмечает заведующая Сылвенским детским садом «Рябинка» Наталия Седельникова. — В результате тестирования школьников и скрининга их эмоционального состояния специалисты выявляют тревожные моменты у отдельных детей и начинают работать не только с ребятами, но и с их родителями, чтобы не появилисьболее серьезные проблемы.
Профилактика
Психологи помогают детям предотвратить проблемы, маленькие и большие.
— Наша главная цель — первичная профилактика эмоционального неблагополучия учащихся образовательных учреждений, — говорит педагог-психологЦентра развития образования Светлана Южакова. — Мы выявляем эмоциональные трудности, семейные проблемы, внутриличностные и межличностные конфликты детей. Предлагаем родителям возможные пути для предупреждения и конструктивного решения детско-родительских конфликтов, самое главное – получаем обратную связь от родителей, работаем с ними и после окончания «десанта».
Психологический «десант» поработал во многих образовательных учреждениях Пермского округа: в Платошино, Югу, Усть-Качке, Кукуштане, проводили тренинги в школах Кондратово, Петровке, Култаево, Гамово и Лобаново. Каждый учебный год педагоги-психологи вместес социальными педагогами посещали порядка четырех-пяти школ.
— К нам обращались не только семиклассники, но и ребята постарше, — говорит Наталья Мельник. — Основная их беда — школьники не могут найти общий язык с родителями, поскольку отношения между взрослыми и детьми не всегда складываются удачно. Обида и злость — это деструктивные чувства, погружаясь в них, человек начинает заниматься саморазрушением. Мы учим детей отпускать эти обиды и по-настоящему радоваться жизни.
В работе психологам часто помогает мульттерапия, которую они используют в рамках кинопедагогики. Это удивительный инструмент, позволяющий раскрыть творческие способности ребенка, помочь ему преодолеть страхи и неуверенность в себе, а главное — научить жизни.
— Я всем рекомендую посмотреть короткометражный мультфильм «Один маленький шаг», он длится всего несколько минут, но в нем заложено столько смысла, — продолжает Наталья Мельник. — К сожалению, понимание своих ошибок к человеку приходит слишком поздно, и в мультфильме это очень ярко отражено. Картина учит нас не только любить своих близких и заботиться о них, но всегда идти к поставленной цели, никогда не сдаваться, как бы трудно при этом не было.
Снова в деле
Психологический «десант» продолжает высаживаться в поселках, селах и деревнях Пермского муниципального округа. Буквально на днях специалисты провели шесть занятий в Сылвенской школе. На тренинги по психологии пришли почти сто семиклассников, больше полсотни мам и пап, почти тридцать учителей.
— На тренинге по эмоциональном балансу я узнала, как регулировать свое эмоциональное состояние, смогла заглянуть внутрь себя и увидеть свои внутренние ресурсы, — отметила директор Сылвенской школы Вера Дудорова. — После психологического тренинга я получила комплименты от коллег и подарила их другим. Во время медитации у меня словно появились крылья, я получила ощущение свободы, восторга, вдохновения. Здорово! Огромное спасибо за такой нужный проект управлению образования нашего любимого округа.
Действительно, проект не имеет аналогов в Пермском крае. Наши педагоги — настоящие первооткрыватели.
— В будущем мы планируем заявиться с этим проектом на грантовую поддержку, чтобы наше дело продолжало развиваться, — говорит Наталья Мельник. — Большую роль играет слаженная работа всего коллектива, в процессе четкого взаимодействия нам удается добиться высоких результатов. В психологическом десанте нет случайных людей, здесь трудятся педагоги, готовые отдать детям свою душу, свое сердце, не считаясь с личным временем. И финансовая поддержка никогда не будет лишней. Думаю, что у нас все получится.