• Пермь
  • +10.7 °C
    • $ 97
    • 102.1
Присоединяйтесь к нам:

На благо общества: чем известен бывший начальник ОВД Пермского района Николай Иванов

338

В народе говорят, что милиционер – это не столько профессия, сколько образ жизни, и если в тебе есть соответствующие задатки, то сама судьба поставит тебя перед необходимостью надеть милицейский мундир.

Дороги, которые мы выбираем

«Помню, мне 30 лет, работаю в Перми радиомонтажником на машиностроительном заводе имени Ф. Э. Дзержинского и ни сном, ни духом не помышляю о смене профессии. Но однажды мне повезло купить мотоцикл «Ява»…» – рассказывает полковник милиции в отставке Николай Иванов.

Именно этот модный в те годы мотоцикл и стал первым шагом Николая Васильевича в ряды милиции. Мотоцикл прослужил хозяину верой и правдой всего один сезон и был похищен неизвестным злоумышленником. Николай, как положено в таких случаях, обратился в милицию и стал ждать поимки преступника. Он познакомился с инспекторами уголовного розыска, которые вели поиски его мотоцикла, не раз и не два заходил к ним в отдел, чтобы узнать, как продвигается дело, подолгу беседовал с ними. Видимо, милиционеры почувствовали в нем родственную душу, и кто-то из них задал Николаю заветный вопрос: «А почему бы тебе не пойти работать к нам, в милицию?»

Этот вопрос заставил его призадуматься. Вроде бы все было против такого решения: и возраст, и отсутствие образования. Но мужчина проявил завидное упорство. Он поступил учиться в строительный техникум и пошел устраиваться на работу в ОВД Свердловского района Перми.

На работу в милицию его все-таки взяли, а вот украденный мотоцикл так и не нашли. Лет через пять Николай Васильевич нашел похитителя своей «Явы» сам. И… простил его: слишком уж тот был жалок и тяжело болен. Судьба решила четко: вор получил от нее воздаяние, а Николай Иванов – новую профессию. К декабрю 1994 года он уже был старшим уполномоченным по особо важным делам УВД Пермской области и специализировался на раскрытии умышленных убийств, изнасилований, причинения тяжкого вреда здоровью человека.

У Прикамья – непростая специфика. На наших землях расположено большое количество колоний и лагерей. Многие из заключенных, отбыв срок, остаются жить в селах и городах Западного Урала: Березниках, Соликамске, Кизеле, Губахе. Одни из них устраиваются на работу, другие продолжают свой уголовный промысел. Во все эти и во многие другие города Николай Васильевич выезжал в командировки в помощь местным сотрудникам УВД. Служба у него была сложная, но интересная.

В начале 1995 года его направили в ОВД Пермского района в качестве начальника криминальной милиции и заместителя начальника райотдела. Николай Васильевич был не в восторге от этого перевода, но уже к концу года понял, что не потерял при этом назначении ровно ничего: земли района практически окружают миллионный город, численность населения составляла в ту пору 90 тысяч человек, а каждым летом пополнялась множеством дачников. Через земли Пермского района проходят железнодорожные магистрали, 419 километров автодорог. Эта ситуация порождает у преступников иллюзию возможности укрыться здесь от преследования закона, а от сотрудников районного ОВД требует большого умения и предприимчивости.

Пермский райотдел

На новом месте Николай Васильевич курировал самые главные направления работы райотдела милиции: уголовный розыск и отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Главным делом Николая Иванова в те годы была координация действий милиции – кому из сотрудников заниматься раскрытием каждого конкретного преступления. Умелые и опытные занимались действительно сложными или «громкими» делами, находящимися под контролем высшего начальства, а новички, еще не накопившие опыта, получали задания, которые были по силам им.

«Помню убийство в деревне Кондратово. Родственники, рассчитывающие на наследство, решили сократить количество наследников. Один из наследников был убит, вывезен в лес и зарыт ночью в снегу у дороги. По их расчетам, труп должны были обнаружить только весной, свидетелей убийства и сокрытия трупа не было, но… уже на следующий день в их двери постучали люди в погонах. Оказалось, что преступники зарывали труп в нескольких десятках метров от стоявшего в кустах автомобиля, в котором уединилась влюбленная парочка. Свидетели не только детально рассмотрели действия преступников, но и записали номер их машины. Вот как в жизни бывает».

Безопасность и привлекательность территорий

Реальные преступления не схожи с преступлениями, описанными в книгах или показанными в фильмах. И уж совсем не схожи с реальностью действия людей, расследующих эти преступления. «Книжному» детективу решение криминальной проблемы порой приходит в голову в результате умозрительных размышлений, а реальному помогает в раскрытии только опыт реальных дел и полное знание фактов преступления.

Вот почему люди, защищающие закон, не читают детективные романы и не смотрят криминальные фильмы. Зато характеризуют их коротким и емким словом – «фикция».

«Однажды зимой в пустынном месте Кукуштанского поселения была обнаружена машина с тремя трупами в кабине, –рассказывает Николай Васильевич. – Все трое были жителями Перми. При жизни они занимались торговлей фруктами, в противоправной деятельности замечены не были. Кто и за что их застрелил, было не ясно. В ходе расследования стало известно, что у троих торговцев был и четвертый компаньон».

Оказалось, что тот, четвертый, подморозил доверенные ему фрукты. Компаньоны начали требовать от него возмещения убытков. Били до тех пор, пока тот не согласился отдать им деньги. Избитого товарища бросили в багажник автомобиля и повезли к нему домой. Но дома денег не оказалось, зато там был припрятан пистолет. Захватив с собой оружие, виновник убытков «вспомнил» о припрятанной в лесу значительной сумме. На место его повезли уже не в багажнике, а на заднем сидении автомобиля. Почему он предпочел убить своих товарищей, а не расплатиться с ними? Ответ прост: денег у него просто не было, а побоями и заключением в промерзлый багажник они дали ему понять, что не остановятся, пока не получат своих денег. Убийцу присудили к пожизненному заключению.

Николай Иванов в Пермском районе оказался человеком на своем месте. Поэтому никто из коллег не удивился, когда в мае 2002 года его назначили начальником ОВД Пермского района.

Для полковника милиции Николая Иванова началась чисто административная работа. Очень важно было научиться работать в тесной смычке с руководством района, которое требовало приложить все усилия, чтобы район стал абсолютно безопасной и привлекательной для проживания территорией. Каждую неделю милицейские сводки доводились до сведения администрации района и депутатов Земского собрания. Конечно, каждый занимался своим делом, но все были в курсе оперативной обстановки. Район, со своей стороны, выделял сотрудникам ОВД квартиры, детям – места в садиках, райотделу – транспорт и другое оборудования. В конце концов, такое отношение к нуждам милиции позволило Пермскому ОВД обогнать по оснащенности коллег из других регионов края.

Николай Васильевич уже 16 лет находится на заслуженном отдыхе. Но и в свои почти семьдесят лет он бодр и активен, внимательно наблюдает за жизнью Пермского округа и своего отдела. Ему не все равно. Он был и остается со своим районом, которому посвятил свои лучшие годы.

Ранее газета «Нива» рассказывала, чем известна председатель Лобановской «первички» Валентина Симонова.

Поделиться:
Копировать ссылку