• Пермь
    • $ 93.44
    • 99.58
Присоединяйтесь к нам:

Александр Кузнецов: «Не ждать, а действовать»

134

— Александр Павлович, совсем недавно были объявлены результаты краевых конкурсов проектов ТОС и инициативного бюджетирования. Проекты Пермского района вошли в число победителей. Это говорит о том, что интерес к этим проектам не снижается. Почему, как вы считаете?

— Организации территориального общественного самоуправления, равно как и инициативные группы граждан, — это, на мой взгляд, первая ступень самоуправления. Ведь что такое самоуправление? Давайте вспомним азбучные истины. Это когда граждане участвуют в принятии решений, меняющих качество жизни на территории. Для этого мало написать проект, нужно объединиться жителям, депутатам, бизнесу. Все проекты — ТОС, инициативного бюджетирования, самообложения — предполагают совместные действия населения и власти. С одной стороны — общественно значимая идея, с другой стороны — реализация. Но и финансирование проектов идет со всех сторон — краевой бюджет, поселенческий, средства жителей.

Идея «Народного бюджета» сравнительно молода — конкурсы проектов ТОС и инициативного бюджетирования в Пермском крае проводятся только два года, но за этот короткий срок они доказали свою эффективность! В следующем году в Пермском районе будет реализовано двенадцать проектов ТОС и семь — по инициативному бюджетированию. Это немало, учитывая огромную конкуренцию территорий Прикамья — всего на конкурсы было заявлено 446 проектов на общую сумму более 300 миллионов рублей, в то время как в краевом бюджете на социальное проектирование заложено только сто миллионов. Наличие конкуренции говорит только об одном — граждане поверили в свои силы, поверили, что власть готова прислушиваться к их мнению, готова руководствоваться их интересами, готова направлять средства именно туда, куда люди укажут.

— Но, собственно, разве не в этом суть работы власти — на благо людей?

— Вопросов к власти всегда было и будет много. Нужно сердцем принять одну простую вещь — у нас большая страна. И сделать все и сразу невозможно. Для рядового жителя важно все — и новый детский сад, и дорога в соседнее село, и фонари вдоль улицы в три дома, и пешеходный мостик через ручеек. Понятно, что в рамках общественной значимости новая школа притянет к себе больше средств и внимания властей. Фроловская школа, к примеру, обошлась бюджету в 670 миллионов рублей. А новые фонари на улице — это несколько тысяч рублей. Можно подождать, когда власть построит школу, а потом еще одну, а потом еще детсад и поликлинику, и только тогда у нее руки дойдут и до фонарей… А можно уже прямо сейчас собрать деньги, купить лампочки и осветить улицу. Тем более что власть готова содействовать. Вот люди и выбирают — не ждать, а действовать.

— Да, проекты ТОС и инициативного бюджетирования значительно ускоряют процессы…

— И не только ускоряют. Заметил, все объекты, которые появились в поселениях по народным проектам, интенсивно используются и лучше сохраняются — на спортивных площадках всегда много детворы, да и взрослых немало, и никто не проходит мимо, если вдруг площадка используется не по назначению. А все потому, что у людей меняется отношение к тому, за что они боролись, на что вносили свои кровные средства. Но самое главное, что в этот процесс вовлечены не только члены ТОС и инициативных групп, но и другие люди — может быть, они не переживали, что у детворы нет игровой площадки, но они сдали деньги и теперь пристально следят, чтобы вандалы не ломали качели и песочницы — кровная заинтересованность появилась! Благодаря такой активности у нас в территориях появляется много неравнодушных людей, которые своим участием, идейным и денежным, ускоряют процессы создания комфортной среды.

— Самообложение тоже следует считать двигателем развития?

— Я бы сказал, что самообложение — это прообраз местного самоуправления, когда люди решают, что важнее. Молодежь, конечно, не помнит, но уж старейшинам как не знать, что самообложение в наших деревнях было всегда: по рублю, по два сбрасывались – на лампочки, на мостик, на колодец. Оно было и при советской власти – в 70-80-х годах, в последний раз, если не ошибаюсь, собирали деньги в двухтысячном году в Мостовой. На мой взгляд, идея конкурсов проектов ТОС и инициативного бюджетирования выросла на благодатной почве самообложения.

— В Пермском районе накоплена богатая практика самообложения. Будем продолжать?

— Безусловно. Но сначала нужно завершить уже начатые проекты. Референдумы по самообложению прошли в прошлом году, процесс сбора средств продолжается, где-то уже все собрали и сделали, где-то собрали только половину, соответственно, половину от запланированного и выполнили. Законодательно на сбор средств отводится три года, но затягивать все же не стоит. Тем более что нынче все проекты интересные и общественно значимые — водопроводы, парки и скверы, детские и игровые площадки. Работы — непочатый край.

— В отдельных территориях самообложение буксует из-за нежелания людей сдавать деньги.

— Есть проблема, не буду отрицать. Мы слишком долго жили, просто потребляя предоставленные блага, мы разучились думать общественными интересами, действовать и жить интересами других людей. Я не призываю думать за всю страну, я призываю оглянуться вокруг себя и поверить в собственные силы. Мы можем многое, и это главное!

— Возможностей привлечь дополнительное финансирование из краевого бюджета так много — глаза разбегаются. Что лучше? Как выбирать?

— Не нужно ничего выбирать. Нужно участвовать и побеждать во всех конкурсах. И делать это одновременно. В чем преимущество? Взять, к примеру, проекты по созданию парков, обустройству набережных, ремонт водопроводов — это всё финансово затратные вещи. И когда из-за недостатка ресурсов они растягиваются на годы, когда результатов не видно, приходит разочарование. Ведь всем нам хочется «здесь и сейчас» – сегодня отдал сто рублей, через месяц увидел результат. Не получается. Один ТОС, одна группа инициативного бюджетирования эти проекты не потянет. А если сложить средства самообложения, гранты «народного бюджета», то получится очень серьезная финансовая подушка. Именно по этому пути пошли жители Пальниковского и Платошинского поселений, где в ремонты водопроводов вкладывают средства самообложения, ТОС, инициативного бюджетирования. И ведь получилось!

Денег много не бывает, поэтому необходимо привлекать их всеми доступными путями.

— Народному бюджету — два года, самообложению и того больше. Вы видите результат?

— Безусловно. И дело не в количестве детских площадок, которые появились в наших поселениях. Дело в умонастроениях, в ощущениях. Чем больше мы привлекаем средств в благоустройство наших территорий, в их развитие, тем комфортней и безопасней становится окружающая нас среда. Повышается конкурентоспособность территории, растет объем инвестиций, а это снова вложения в развитие. Сейчас все территории борются за человека, за жителя. За всех и за каждого в отдельности. Чтобы человек не покидал свою малую родину, чтобы он жил на своей малой родине и здесь воспитывал своих детей. Плохо без дорог, без освещения? Отсутствие комфорта многих побуждает все бросить и уехать на новое место жительства в поисках лучшей жизни. Теряя человека, мы теряем человеческий капитал — и это самые большие потери для территории. Наша задача — остановить бегство молодежи, без нее нет будущего. И я вижу — наши усилия не впустую. Молодежь изменилась, от пассивного ожидания «что там дядя в клювике принесет», она становится активным участником преобразований. Волонтерство, экологическое и патриотическое движения, молодежные и спортивные клубы, объединение молодых семей — и все это происходит не где-то там, в краевых столицах, а у нас в территориях. К нам на постоянное место жительство теперь едут не только пенсионеры в поисках тихой и спокойной жизни, к нам едет молодежь с детьми и с желанием развиваться. Значит, они видят перспективы. И это – результат работы местного самоуправления.

— В поселениях очень хорошо отзываются о проекте «Формирование комфортной городской среды». Как оцениваете его вы?

— Это еще один проект, направленный на повышение качества жизни людей, его отличие лишь в том, что софинансирование идет со стороны поселенческих бюджетов. То есть уже депутаты сельских советов должны предусмотреть в небогатых бюджетах своих территориях возможность привлечь дополнительные деньги из края. В целом, оценка неплохая — привлечены большие объемы средств, отремонтированы дворовые проезды, площадки, построены парковки, восстановлены дворы. Прибавьте сюда масштабный ремонт дорог в поселениях — более 120 миллионов направлено на эти цели через краевой Дорожный фонд, так что масштабы впечатляют. Такого никогда не было.

— Дорожное строительство — это отдельный вопрос…

— Есть чем гордиться. На ремонт и строительство дорог в Пермском районе в этом году потрачено более 360 миллионов рублей. По разным проектам — и Пермская агломерация, и «Безопасные и качественные дороги», и Дорожный фонд – отремонтировано в общей сложности почти 80 километров дорог. На 2019 год объемы финансирования дорожного строительства будут сохранены, а значит, мы ориентировочно приведем в порядок еще столько же. И если такая тенденция сохранится на ближайшие три-четыре года, нашим дорогам будет завидовать вся округа.

— Журналисты «НИВЫ» много ездят по району, и мы обратили внимание на строгий контроль за дорожными работами. С чем это связано?

— С тем, чтобы деньги использовались максимально эффективно, а дороги, отремонтированные или построенные, служили людям максимально долго. Но я согласен с вами, раньше такого не было. Сейчас район контролирует ход дорожных работ на всех стадиях, лабораторный контроль качества покрытия обязателен. Район не принимает дороги с выявленными технологическими нарушениями или с плохими контрольными показателями, мы добиваемся устранения недостатков, вплоть до полной переделки. По оценке краевого министерства строительства, Пермский район — это одна из немногих территорий, где вопросами контроля занимаются жестко. Все, что касается контроля, распространяется не только на районные дороги, но и внутрипоселенческие. Нам очень важно, чтобы хорошие дороги были в каждой территории. И мы будем этого добиваться.

— В этом году происходит массовая задержка сдачи объектов социальной инфраструктуры. Это перечеркивает все наши успехи в строительстве.

— Не буду отрицать, существует такая проблема. Есть причины как общего характера — длительные конкурсные процедуры, недобросовестные подрядчики, которые выигрывают конкурсы, а потом отказываются от выполнения своих обязательств по причине нехватки ресурсов, приходится объявлять конкурсы заново, а это задержка на два-три месяца. Случалось задерживать начало строительства из-за недоброкачественной проектной документации, несвоевременного финансирования. Плюс еще особенности каждого проекта, которые невозможно предусмотреть в стадии проектирования. Взять, к примеру, детский сад в Горшках — проект необычный и очень ответственный, за ним все Прикамье наблюдает. Поэтому и район, исполняя функции строительного надзора, очень жестко подходил к вопросам контроля, и прочие

ведомства — госпожнадор, роспотребнадзор — глаз с детского сада не сводили. Длительной была и процедура получения разрешительной документации. Сейчас все позади, детский сад открыт, дети в группы пришли.

Своя история и у Кондратовского детского сада. Этот проект изначально не обещал быть простым — сложная площадка в ограниченном пространстве, но она была единственной, которую можно было выбрать для строительства дошкольного учреждения. Дополнительное время и финансирование потребовалось и на вынос электросетей и коллектора. Сейчас проект вышел на финишную прямую — ежедневно там работают до ста человек, закуплено технологическое оборудование, начат монтаж. Назначен руководитель, он занимается подбором кадров, а управление образования комплектует группы и оформляет лицензию. В первом квартале сдадим детский сад в эксплуатацию, будем принимать детей.

— А что по спортивным площадкам?

— Были задержки и по спортивным площадкам, и по стадионам. И по финансовым причинам, и из-за поставщиков материалов, и из-за непредвиденных осложнений на строительной площадке, как это было, например, в Усть-Качке, где в процессе подготовки земляного основания обнаружились линии электросетей и коллектор, не отмеченные ни на одной карте, соответственно, неучтенные в проекте.

А самой большей нашей проблемой стало резиновое покрытие площадок. Оно перед укладкой, как линолеум дома, должно «вылежаться». Но поскольку начало работ затянулось, стелить покрытие пришлось бы в минусовых температурах, а это уже нарушение технологии. Район не будет рисковать качеством и безопасностью детей. Поэтому, что успели, то сдали — Усть-Качку, Ферму и Кояново. Мулянку и Скобелевку перенесли на следующий год.

Зато в срок справились с внеплановыми работами по ремонту спортивных залов — в восьми школах привели в порядок паркетное покрытие, раздевалки, приобрели дополнительное оборудование.

На будущий год тема спорта по-прежнему будет актуальной. Планируем два больших стадиона — в Платошино и Югу, край пока гарантирует только один. Еще две небольших площадки планируем — край их подтвердил. В перспективе — стадион в Лобаново, работаем по объединению земельных участков, чтобы сделать центр физкультуры всего поселения, чтобы все работало в комплексе — спортивные залы, площадки, футбольные поля.

— Какие планы по учреждениям образования?

— Грандиозные. Вступили в строительство двух крупных детских садиков — Култаево и Фролы — на 350 мест каждый, завершаем подготовку документации на детский сад в Горном на 120 мест и в Лобаново на 80 мест, в первом квартале будущего года должны приступить к земляным работам. По школе в поселке Горный на 725 мест район свою часть работы по подготовке документации — геологических изысканий и экспертизы — выполнил, документы переданы в краевое управление капитального строительства, ждем готовый проект. На ближайшей встрече с губернатором будем рассматривать еще ряд проектов — еще один детский сад и школа нужны в Кондратово, сложная ситуация со школами в Лобаново и Сылве. Чтобы максимально полно удовлетворить потребности жителей в образовательных учреждениях потребуется не один миллиард рублей, и очень важно, что край понимает наши чаяния.

— В поселениях района завершаются конкурсы по выборам глав администраций, появляются новые лица. Это хорошо или плохо?

— Те, кого вы называете новыми лицами, на самом деле, люди, знающие особенности местного самоуправления, его законы и особенности. Это экономисты администраций или заместители прежних глав. Очень хорошо, что появились женщины, это бодрит не только мужчин, но и экономику. Но если серьезно, то ротация кадров неизбежна, лишь бы она шла на пользу территориям. Важно, чтобы и новые главы понимали, и старые не забывали, для чего они здесь. Если для удовлетворения личных амбиций, то так дело не пойдет. Если есть желание послужить людям — велосипеда изобретать не нужно, в каждой территории есть план комплексного развития, вот по нему и надо работать в рамках закона и бюджета. Причем работать в единой упряжке с депутатами и жителями, с районным и краевым бюджетом.

— Много волнений вызвал процесс объединения детских школ искусств. Не успела утихнуть эта волна, как опять новшество — создание централизованной бухгалтерии. К чему все это?

— Муниципальная экономика ничего не производит, она только потребляет, распределяет средства. Однако и у муниципальной экономики есть задача экономного расходования ресурсов. А этого можно добиться, оптимизируя управленческие затраты, применяя ресурсосберегающие технологии, внедряя современные управленческие решения. Давайте рассмотрим это на примере детских школ искусств, раз уж ни одно краевое СМИ не пропустило эту тему. Итак, в Пермском районе семь детских школ искусств. Это семь юридических лиц, семь директоров и по нескольку заместителей у каждого, это семь завхозов и семь экономистов. Школы объединяются в одно учреждение, у них сохраняется объем муниципального задания и количество муниципальных услуг, дети продолжат обучаться в том же режиме и у тех же преподавателей, что и прежде. Кто пострадает? Правильно, только управленческие амбиции. А школы, которые станут филиалами районной детской школы искусств, только выиграют — ведь на высвободившиеся средства можно будет приобрести дополнительные инструменты.

Похожая ситуация по централизованной бухгалтерии. В бухучет, в экономику территорий пришло множество новых современных технологий, начиная от компьютерных программ и заканчивая облачными хранилищами данных, постоянно совершенствуется законодательство, взять тот же закон о закупках. А на местах людей, владеющих этими технологиями и понимающих логику законодательства, можно пересчитать по пальцам. Ошибки в отчетности — край задерживает финансирование, задержка финансирования — отставание в реализации проектов и программ. Разве к этому Пермский район шел все эти годы?

— Наступающий год — юбилейный для района. Каким он будет?

— Это и от вас, журналистов, зависит, тем более что вы тоже будете юбилярами. Это зависит от наших краеведов, от наших педагогов, от работников домов культуры. Важно запустить в пространство как можно больше информации об истории района, о людях, которые его создавали и развивали, о традициях. У нас много новоселов, которые незнакомы с этим, надо вдохновить их – ведь у района славная история в восемь десятков лет. Нам есть чем гордиться, и пусть эту радость вместе с нами разделят и другие люди.

Поделиться:
Копировать ссылку