• Пермь
    • $ 92.51
    • 98.91
Присоединяйтесь к нам:

Рукописи не горят: о чем рассказал учитель из Юго-Камского Анатолий Левченко

323

Автор: Василий Шувалов

В этом году жители поселка Юго-Камский поздравили одного из своих старейших односельчан, учителя Анатолия Андреевича Левченко, с выходом из печати его второй книги воспоминаний «Токаревский остров». Первая книга автора «Первый глухарь», вышедшая два года назад, была посвящена охоте и рыбалке – многолетнему увлечению краеведа. В ней он с любовью описал Пермский край, его красоты и лесные богатства, которыми Урал щедро делится с людьми. Вторая книга Анатолия Андреевича посвящена истории о том, как семья Левченко попала на Урал. Это событие произошло в Великую Отечественную войну. Но давайте все по порядку…

Эвакуированные

«Когда началась война, — пишет Анатолий Андреевич – мы с матерью и братом жили недалеко от Москвы, возле станции Суково (сейчас эти места, уже давно ставшие Кунцевским районом столицы, носят название Солнцево). Отца не было с нами уже три года».

Отец Анатолия был старым большевиком, верным ленинцем, прошедшим всю гражданскую войну и потерявшим в боях здоровье. Фронтовые друзья помогли ему устроиться в аппарат Коминтерна. В июле 1938 года Андрея Андреевича по доносу арестовали и сослали в лагеря на долгие пять лет.

Детская память сохранила яркие картинки военной Москвы: серебристый, низко плывущий над улицей аэростат, которого, словно слона на веревках, ведут женщины в гимнастерках и сапогах; витрины магазинов, заложенные мешками с песком; ночные сирены и голос из репродуктора: «Граждане, воздушная тревога!»

В конце августа 1941 года детский сад, в котором мама первоклассника Толи Левченко работала воспитателем, отправился в эвакуацию на Урал. Конечной точкой было село Елово. На Еловской пристани сошли с парохода дети четырех эвакуированных детских домов столицы. Среди них были Анатолий с младшим братом и их мама Полина Григорьевна (их детский сад присоединили к детскому дому № 10). Отсюда эвакуированных отвезли в Ножовку, где им теперь предстояло жить.

«Моя мама была очень деятельным человеком, активисткой женсовета, – рассказывает Анатолий Андреевич. — Наверное, именно этой чертой своего характера она в свое время заинтересовала моего отца».

А еще она была настоящей деревенской женщиной, с детства привыкшей к физическому труду. Пока ее городские коллеги ждали помощи от властей, она сама установила контакты с местными, обустроила при детдоме подсобное хозяйство, способное прокормить эвакуированные коллективы. Немудрено, что в скором времени Полину Левченко выдвинули сначала на должность завхоза, а потом и директора нового укрупненного детского дома № 47.

Закончился пятый год без отца. На Урал, к семье, приехал освобожденный «подчистýю» Андрей Андреевич. К его прежним недугам и боевым ранениям добавились и новые, приобретенные в лагерях. 

Такая жизнь…

«Что касается меня, – рассказывает Анатолий Андреевич, – приехав на Урал первоклассником, со 2-го по 7-й класс я проучился в Ножовской школе, а оканчивал уже Еловскую среднюю школу. Мечтал о литературе, но поступил в педагогический вуз. Судьба подарила мне длинную жизнь. Довелось работать и по основной профессии, учителем Юго-Камской школы, и после увольнения по состоянию здоровья – «ночным директором» на Юго-Камском машиностроительном заводе. Ночным директором называли диспетчера планово-производственного отдела завода. Моя задача заключалась в том, чтобы организовать работу производственных цехов по выполнению установленного задания в вечернюю и ночную смены, а также контролировать проведение сборки и испытаний изделий. Но чем дольше я работал на заводе, тем чаще вспоминал о школе. И все-таки на пенсию я вышел именно из школы. Правда, на работу теперь поступил не в среднюю школу, а в вечернюю, в которую шли завершать среднее образование рабочие завода. Вечерняя школа отличается от обычной средней тем, что за партами сидят взрослые люди, уже отстоявшие заводскую смену за рабочим станком. Приходилось заботиться не о поддержании дисциплины, а о подаче материала. Привлечь их внимание может только увлекательное повествование.  Стоит лишь сбавить накал изложения материала – класс начинает засыпать. Я справлялся. Мне приходилось проводить у них уроки истории, литературы, географии и биологии. И все сказанное учителем должно максимально увлекать учеников».

Передо мной на столе лежит «Токаревский остров» – небольшая книга, вмещающая судьбу целой семьи, а заодно и эпопею о мальчишках и девчонках, спасенных в самые тяжелые годы из Москвы и осажденного Ленинграда.  История с эвакуированными на Урал детскими домами имеет свое продолжение. Многие из подросших детдомовцев навсегда остались жить в наших местах. Как и автор этой книги, первоклассник из Подмосковья Анатолий Левченко.

Ранее газета «Нива» рассказывала о солистке ансамбля «Энже» из Янычей Галине Маланичевой.

Поделиться:
Копировать ссылку