• Пермь
    • $ 92.26
    • 99.71
Присоединяйтесь к нам:

И зуб мамонта...

279

ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В центре посёлка Юго-Камский стоит памятник царю-освободителю Александру II. Это не историческое «пижонство». Именно этот российский монарх сделал Юго-Камский таким, каким он был до начала нынешнего тысячелетия - богатым и процветающим.
Горные заводы появились на Урале ещё в XVIII веке. Но до освобождения работавших на них крепостных, подневольный труд не давал производству возможности развернуться в полную силу. Ведь работавшие на заводах крестьяне были вынуждены регулярно возвращаться на земельные наделы, чтобы кормить свои семьи. Указ Александра II об освобождении крестьян положил начало созданию в России рабочего класса, а в конкретно взятом Юго-Камском – своеобразного «Золотого века». За это в Юго-Камском и увековечили царя-освободителя в бронзе. Сейчас памятники ему стоят только в трёх местах России: в Москве, Санкт-Петербурге и в посёлке Юго-Камский. К сожалению, это всего лишь копия. Оригинал в 1918 году утопил в пруду восставший пролетариат.
- Утверждение о том, что рабочие до революции жили впроголодь, мягко говоря, – спекуляция, - рассказывает местный журналист и краевед Николай Алексеев. – Скудно оплачивался лишь труд неквалифицированных рабочих. А кадровые заводчане за свой тяжкий труд получали вполне достойную зарплату. Месячной зарплаты главы семьи хватало на покупку коровы. При заводе обязательно открывались бесплатные школа и больница, в большинстве случаев и библиотека. Так что профессиональные рабочие были вполне респектабельными людьми. Им было что терять во время революций. Наверное, поэтому у нас в Юго-Камском так настойчиво всплывает тема спрятанных кладов.
История Юго-Камского неразрывно связана с машиностроительным заводом. До его падения, именно завод отвечал за благоустройство посёлка, за удовлетворение большинства культурных и бытовых нужд его жителей. Как когда-то было на прикамских горных заводах. Так что посёлок Юго-Камский был одним из последних осколков уральской «горнозаводской цивилизации». Потому-то начало крушения завода стало роковым для всего посёлка.

 

ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ
Николай Алексеев – плоть от плоти Юго-Камского. Посёлок без него представить трудно. Николай Николаевич – летописец посёлка, ярый его патриот и пропагандист.
- Кем только не мечтал стать в детстве: трактористом, лётчиком, учителем, – рассказывает он. - Но эти мечты обратились в прах, когда в 9-м классе меня сделали директором школьного музея…
Редактор заводской и поселковой газеты, журналист и писатель-краевед, директор поселкового музея – всегда в центре жизни своего посёлка, хранитель и блюститель его истории, и давней, и новейшей.
Как и весь посёлок, к новой, постперестроечной, жизни Алексеев привыкал трудно.
- Недавно провёл опрос среди односельчан: лучше или хуже стало жить после крушения Советского Союза. Ответы, конечно, были самые разные. Но все, кто ответил «хуже», обосновывали своё мнение одинаково: «потому что закрылся завод». Конечно, все те, кто хотел найти работу, её нашли. Более тысячи югокамцев каждое утро уезжают на работу в Пермь или в соседние поселения. Но если раньше люди чувствовали себя представителями рабочего класса великой страны, то сейчас трудятся в торговле или в обслуживании. Без работы остались только самые робкие или боящиеся перемен. Но все, буквально все тоскуют по своему заводу.
Посёлок унаследовал у завода музей и многотиражную газету. Во главе и того и другого сегодня – Николай Алексеев. Правда «Юго-Камская сторона» выходит от случая к случаю, когда посёлок наскребает денег на выпуск очередного номера, а музей находится в процессе очередной реорганизации – переезжает из кинобудки дома культуры в фойе того же ДК.

 

КЛАДЫ ЗЕМЛИ ЮГО-КАМСКОЙ
На будущего краеведа Алексеева в юности повлияли беседы с местным краеведом Владимиром Нечаевым.
- Идём с ним по лесу, а Владимир Андреевич мне про каждый ручей, про каждый овражек историю рассказывает. Что как называется и почему. Потом оказалось, что не он один о наших краях такие подробности знает. Захотелось и мне узнать. Начал бывалых людей расспрашивать, их рассказы записывать – много интересного узнал.
Взять, например, югокамские клады. Легенды о кладах есть во всех уголках старого Урала. Но здесь они - не просто россказни стариков. Их ищут и порой находят. Например, всерьёз ищут клад разбойника Александра Лбова. Тот начинал как революционер, а закончил обычным разбойником. По слухам, именно в Юго-Камском, в одном из старинных домов спрятал он свой клад – три подводы реквизированных ценностей.
Об этом кладе Николай Николаевич написал в одной из своих книг. Через несколько дней после выхода книги из печати, пришёл в редакцию угрюмый незнакомец. Сказал: «Я всю молодость убил на поиски лбовского клада. Не нашёл. Стал уже забывать, а тут ты мне снова о нём напомнил». Долго потом они о кладе разговаривали, где он спрятан и как искать.
Этот ищут, а другой нашли. Один из югокамцев решил починить крыльцо своего дома и нашёл под ступеньками клад: оружие и драгоценности. Оказывается, в гражданскую войну жила в этом доме семья: один сын воевал за белых, другой – за красных. Отступая, красноармеец оставил дома наградную шашку, подписанную красным командованием. Колчаковцы обнаружили именное оружие и расстреляли всю семью. Через некоторое время в опустевший дом вернулся второй сын с подарками и военными трофеями для родителей. И никого не застал. Спрятал добро под крыльцом – и снова на фронт. Там он погиб. А выживший брат- красноармеец вернулся с фронта и продал отцовский дом вместе со спрятанным кладом чужим людям…
- Да что там соседи, - смеётся Николай Николаевич.- Я и сам, когда ремонт в квартире делал, нашёл под обоями пачку советских купюр. Так что клад в Юго-Камском – дело обыденное.

 

С УКАЗКОЙ НАПЕРЕВЕС
Земля Юго-Камская легко расстаётся со своими сокровищами. Половину экспонатов местного музея люди просто подняли из-под ног. Просто нужно знать, где искать. Вся страна знает: за артефактами Гляденовской эпохи нужно идти на Юго-Камское костище. Дореволюционные изделия местного завода хранятся в домах старожилов, реликвии времён гражданской войны – на местах былых боёв, где ещё видны места старых окопов. Но бывают и совсем неожиданные находки.
При ремонтных работах возле пруда строители наткнулись на странный костяной предмет. О находке сообщили краеведу Алексееву. Тот порылся в интернете и понял: это зуб мамонта. В Пермском краеведческом музее тоже есть такой. Только крупнее. Югокамский мамонт, видимо, был ещё подростком. Впрочем, всё вполне логично: большой зуб в большом музее, малый – в маленьком, поселковом.
Сейчас экспозиция музея в очередной раз меняет свою дислокацию. Администрация района выделила на это 300 тысяч рублей. И, несмотря на все заботы, Николай Николаевич в любой момент готов взять в руки указку и познакомить любого гостя с историей своего посёлка – яркого представителя горнозаводской цивилизации Западного Урала.

Поделиться:
Копировать ссылку