• Пермь
    • $ 93.44
    • 99.58
Присоединяйтесь к нам:

И мой коллега, доктор Чехов…

138

«Он всем по порядку даёт шоколадку

И ставит, и ставит им градусники»…

Всем нам с детства знаком этот, некогда прогрессивный, метод лечения любых болезней с помощью градусника. Но сегодня медицина шагнула далеко вперёд, и мы приходим на приём к врачу совсем не ради градусника. Мы ждём от него иной помощи.

НАСТОЯЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ЖИЗНЬ

– Наталья Владимировна, вы с детства мечтали быть врачом?

– С самого раннего. Всех любила, всех жалела, всех «лечила». И воспользовалась первой же возможностью получить медицинскую профессию.

Свою врачебную карьеру врач Наталья Лекомцева начинала с работы медсестрой. Позже она окончила и Пермский мединститут. Вот тогда у неё началась настоящая врачебная жизнь. Наталья Владимировна – из семьи гремячинского шахтёра, детство и отрочество провела в Донбассе,  а в Пермский район попала уже в зрелом возрасте.

– Мы с семьёй объехали несколько районов Пермского края, прежде чем нашли себе подходящее жильё. И остались здесь, в Мулянке.

Сельские врачебные амбулатории открывают в сравнительно крупных населённых пунктах. Такая СВА должна обслуживать население ближайших сёл и деревень в радиусе 25-30 километров. Норма обслуживания - от 1500 до 2000 человек на одного врача.

Возглавляет амбулаторию специалист широкого профиля с подготовкой врача общей практики. В Мулянской СВА таким специалистом является именно врач Наталья Лекомцева. В подчинении у неё – молодая коллега Валерия Перлова, приехавшая в Мулянку по знаменитой программе «Земский доктор». Эта программа была создана для того, чтобы привлечь в сельские больницы и амбулатории молодых и способных специалистов. В коллективе трудятся и три опытные медицинские сестры: Валентина Ваганова, Людмила Скрынникова и Лариса Лесникова,  и санитарка Валерия Левина.  На этих шести женщинах лежит серьёзная ответственность: забота о здоровье трех тысячах пациентов Мулянской СВА – жителей посёлка, нескольких окрестных деревень и дачников.

Семейный врач: два века профессии

Современный семейный врач – многопрофильный высококвалифицированный специалист, оказывающий своим пациентам — от старых до малых — любую первичную медицинскую помощь. Именно так называют врачей общей практики. Их подготовка позволяет в большинстве случаев определить характер заболевания любого своего пациента и принять меры, необходимые для его лечения.

В круг обязанностей врача общей практики входит оказание медицинской помощи независимо от ее профиля. Для этого ему необходимо обладать навыками и знаниями как в области терапии, так и в многочисленных смежных областях, среди которых неврология, офтальмология, дерматология, педиатрия, кардиология и другие необходимые врачебные дисциплины. По показаниям семейный доктор направляет больного для консультации к профильным специалистам или на госпитализацию в стационар.  Сегодня вся медицина района, да что там района – всего Пермского края, работает на престиж профессии семейных врачей. А давно ли минуло то время, когда людей с пороком сердца на Урале лечить просто не умели. Ещё в 80-е годы прошлого века их приходилось везти к специалистам в город Горький.

В ХХ веке, до революции, профессия семейного врача в России была очень распространена. Этой профессией в совершенстве владели Антон Чехов и Михаил Булгаков.

– Вы ощущаете эту преемственность?

– Оба писателя много и плодотворно описывали свою профессию. Чаще сатирически. И доктор Айболит позаимствовал у таких врачей свой метод лечения болезней стетоскопом и градусником. Сегодня я и мои коллеги совершенно в ином положении. Специфика работы врача общей практики во многом более оправданна и выгодна врачам и пациентам. Если раньше семейным врачам можно было рассчитывать только на себя, то сегодня врачам общей практики, помимо терапевтического образования, приходится оперировать и знаниями более узких медицинских специальностей. Им целенаправленно преподают в вузе всё, чем им придётся заниматься: терапию, неврологию, хирургию, травматологию и многие другие дисциплины. Не сдашь их – не станешь семейным врачом.

Установка диагноза происходит быстрее. То, чего не хватает нам в лечении больного, восполнят на дополнительном обследовании. При любом сомнении мы можем направить пациентов в профильные отделения ЦРБ. Из Мулянки легко добраться в Лобановскую больницу, к нам в поселок регулярно приезжает передвижной флюорограф, дважды в месяц приезжает гинеколог. Так что с семейными врачами прошлого нас объединяет только название. А суть профессии совершенно новая. Я в более выигрышной ситуации, чем мой коллега доктор Чехов. Сегодня на семейных врачах держится практически вся медицина Пермского района. Это признак нашего времени.

– В чём разница между врачебной практикой в краевом центре и в небольшом селе? – спросил я Наталью Владимировну.

– В деревне и в мегаполисе люди болеют одинаково. И, если задуматься, возможностей у сельского врача ничуть не меньше, чем у городского. Консультации узких специалистов – в ЦРБ, где есть и необходимое диагностическое оборудование для более тщательного обследования. Разницу я вижу в одном. В селе проще отследить «генеалогию» больного, болезни его родственников и даже предков. Это помогает сделать выводы и лучше понять болезни пациента.

ЧТО НАС ГУБИТ

– Никто лучше вас не знает здоровья ваших пациентов. Охарактеризуйте их с точки зрения семейного врача.

– Сегодня приходится наблюдать гораздо меньше детской патологии. Мы очень хорошо и тесно работаем с их мамами. На этом фронте болезни отступают. А вот взрослые – больны. Сердечнососудистые заболевания, гипертония, стало больше больных диабетом и туберкулёзом. Всё это беда не только Мулянки и её окрестностей. Это – по всей стране. Сейчас принято ругать медицину. Парадокс: чем она становится сильнее, тем больше её ругают. А я скажу: мы живём неправильно и поэтому болеем. Если врач с пациентом достигают взаимопонимания, больной быстрее идёт на поправку. Те, кто серьёзно занимаются своим здоровьем, здоровье и получают. Для больного может быть две позиции: если он остаётся один на один с проблемой, исход предсказуем – проигрыш. Победа над болезнью возможна, когда пациент идет рука об руку с доктором и следует его советам. Третьего не дано.

– Что вы считаете главным компонентом успешного лечения?

– Понимание между врачом и пациентом. Такого взаимопонимания достичь непросто. Часто человек «целенаправленно» сводит себя в гроб алкоголем, курением и прочими излишествами. А после того, как у него останется процентов пять его изначального здоровья, пациент начинает исступлённо требовать от врача чуда. Такие пациенты есть у любого врача. С ними особенно трудно. Но в нашем поселении живут понимающие люди.

– А теперь вопрос достаточно интимный. Вас никогда не тянуло в тихую гавань частной практики? Такого врача обычно критикуют только в том случае, когда он действительно напортачит. А ведь это – совсем не в вашем стиле…

– Да, у меня был такой период, когда я хотела сменить место работы. Приглядывалась, сравнивала, три дня в неделю сотрудничала с частной клиникой. Там, действительно, комфортнее. Не хватало лишь одной детали: человек приходил на приём, получал врачебный совет и… надолго исчезал. Мне было неясно, привёл мой совет к улучшению здоровья пациента или ему стало только хуже. Я же за годы своей работы привыкла видеть результат своего труда. Без этого я просто не могу.

Она глубоко убеждена: её пациенты должны стать здоровыми. Ведь она делает для этого всё. Перед её глазами проходит по 50-60 земляков в день. Когда она уходит в отпуск, пациенты безропотно ждут её возвращения. Ведь она ИХ СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ. Ведь к этой роли за годы работы в Мулянской СВА привыкла не только она сама…

Поделиться:
Копировать ссылку