• Пермь
    • $ 93.44
    • 99.58
Присоединяйтесь к нам:

ЛЕКАРСТВА ОТ БЕДЫ

151

Помню, я в детстве удивлялся: зачем люди идут в ветеринары. Мне казалось, что животные не должны болеть, что они внутри «целые», и  все  их  беды сводятся к несчастным случаям:

«И пришла к Айболиту лиса:

«Ай, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту Барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

Но уже к подростковому возрасту я понял, что животные тоже болеют и даже умирают. И для того, чтобы эта беда прошла стороной, люди становятся ветеринарами.

ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ МЕЧТЫ

– Среди моих однокашников, студентов Пермской сельхозакадемии, было много таких,  которые  надеялись стать «городскими» ветеринарами, специализирующимися на лечении домашних питомцев. А я с детства решила: буду лечить коров, лошадей и прочих сельскохозяйственных животных. В детстве каждое лето я проводила в деревне у бабушки – доярки в колхозе. У неё был полный двор всякой живности: куры, овцы, поросята, корова. Каждое лето появлялись то выводок цыплят, то новорожденные ягнята. Они все становились домашними любимцами и попадали под мою опеку. Жёлтых цыпляток нужно было охранять от парящих в небе ястребов, зорко следить за ягнятами, чтобы не заблудились в кустах,  беречь их здоровье, – рассказывает ветеринарный врач предприятия «Русь» Веста Штебе. – В школе прямо с первого класса я мечтала быть ветеринарным врачом. И только им. Итогом этой многолетней мечты стал диплом ветеринарного врача. Моя взрослая жизнь началась с детской мечты.

– Коров считают не слишком умными животными. А как на взгляд специалиста?

– Вполне разумное животное. Если бы с  коровой возились столько, сколько люди возятся с собакой, коровы вырастали бы такими же умными. Только у коровы психология консерватора. Они всю жизнь едят один и тот же корм, стоят в одном и том же стойле с неизменными соседками.  Любое изменение в «биографии» для них – стресс. А корове стрессы не нужны – они ей очень вредны. У коров отличная память. Запоминают и добро, и любую обиду. Помнят доярку, помнят своего врача. Коровы, которых я лечила даже много лет назад,  прекрасно  меня помнят и дружелюбно ко мне относятся. И ведь они прекрасно понимают, когда их лечат. Запоминают не боль от уколов и других малоприятных лечебных процедур, а итог – выздоровление.  Собаки и кошки, к примеру, запоминают в первую очередь боль и боятся врачей.
– И быков вам доводилось лечить? Психология быков и коров совпадает?

– Совпадает анатомия,  лекарства, методы лечения. Но психологически бык – совершенно другое существо. Корова изначально дружелюбна, а бык способен наброситься даже на свою хозяйку, вскормившую его. Быку нельзя доверять, он  живет в плену гормонов.

В случае заболевания сельскохозяйственного животного ветеринарный врач, прежде всего, выявляет и устраняет его причину. Его основная задача – защищать здоровых животных в стаде от заболевания и только после этого уделять внимание лечению заболевшего. Как это ни эгоистично, но главный итог работы ветеринара – получать бóльшее количество качественных и безопасных для здоровья людей продуктов животного происхождения, а получить их можно только от здоровых животных. Итог-то, может, и такой. А вот цель – вылечить своего пациента, не давать ему страдать.

Ветеринар следит за качественным содержанием и уходом за животными. Наблюдает за поддержанием соответствующего микроклимата в помещении; проводит ветеринарно-санитарный контроль над кормами и конечным продуктом животноводства, предоставляет необходимые медикаменты, витамины, биопрепараты или дезинфицирующие средства. Оказывает лечебную и профилактическую помощь животным. Ветеринар проводит консультации для специалистов по вопросам лечения, профилактики заболеваний. Для животных, которые находятся на карантине или в изоляторе, обеспечивает особый уход в соответствии с поставленным  диагнозом. И, конечно же, ветеринар обязан знать анатомию, физиологию, генетику, животных, возможности их эксплуатации и многое, многое  другое.

ДОРОГА К СЧАСТЬЮ

- Мне очень повезло, - говорит Веста Штебе, - что я попала в такой коллектив, как ООО «Русь». Здесь я встретила множество прекрасных специалистов. У своих наставников я перенимала бесценный опыт работы. Благодаря этим людям я не совершила большинства ошибок, которые суждено сотворить каждому молодому специалисту, имела возможность совершенствоваться в профессиональном мастерстве, посещать семинары, расти по службе.

Все эти годы я чувствовала поддержку директора нашего предприятия, Андрея Витюховского. Он замечательный, грамотный и отзывчивый руководитель. Он всеми силами поддерживает своих специалистов. За это я ему очень благодарна.

Какого типа болезни приходится вам здесь лечить? Вряд ли за свою короткую жизнь  коровы успевают  подхватить какие-нибудь особо  серьёзные болячки.

– Ветеринара можно сравнить с врачом общей практики. Пациенты – любого возраста, от детей до стариков. Болезни — самые разнообразные: инфекции, травмы, педиатрия, гинекология и послеродовые заболевания. Лечим любую патологию, конечно, если её возможно вылечить. Например,  у взрослой коровы не лечатся переломы ног. У маленького телёнка с лёгкостью срастаются кости, а для взрослой коровы или лошади такой перелом равнозначен смертному приговору. Эти животные проводят на ногах всю жизнь. На каждую их ногу  приходится по сотне килограммов живого веса. Собака или кошка могут всю жизнь проковылять на трёх ногах. А мои пациенты – нет. Не потому, что кости не срастаются. Срастаются же они у детёнышей. Но взрослые  слишком тяжелы, и их жизнь превращается в сплошную череду мучений.

– Сможет ли опытная доярка сама вылечить свою корову?

– Любая, достаточно опытная доярка должна уметь  оказать своей корове первую доврачебную помощь: перевязать рану, унять кровь, нанести мазь. А вот поставить диагноз болезни и назначить лечение может только специалист.

– И много у вас потенциальных пациентов?

– Дойное стадо «Руси» – 2800 голов и 5000 – общее стадо. На десятерых ветеринаров. В Осенцовской ферме трудится мой старший коллега Всеволод Щуков.  Когда-то он был моим наставником. Уже в сентябре  Всеволод Максимович  уйдёт на заслуженный отдых. Мне жаль с нам расставаться. С Натальей Юдиной, фельдшером Гамовской фермы,  мне довелось два года проработать бок о бок. Наталья Владимировна – прекрасный специалист и хороший друг. Александр Романов – совсем молодой врач. Часто бывает, что ветврач меняет свою клиентуру – отказывается от сельскохозяйственных животных и уходит врачевать домашних любимцев. Этому сегодня никто не удивится. Но  Александр Сергеевич приехал к нам в «Русь» из города лечить коров. Надеюсь, что он, как и я, найдёт в этом своё призвание.

Сегодня ветврачам доступны любые препараты. Можно выбрать любой курс лечения. Например, телятам мы стараемся антибиотиков не назначать. Они  пагубно сказываются на развитии телят. И мы вполне удачно справляемся с этой задачей.

– Чем же вы лечите коров? Не таблетками же…

– Основную долю лекарств коровы получают в инъекциях. Второй путь – через корм.  Корм с подмешанными в него лекарствами закупается централизованно. Например, именно таким путём коровы получают адсорбенты – вещества, обладающие высокой способностью поглощать газы, соли тяжёлых металлов, токсины и выводить всё это из организма.

– Тот, кто способен вылечить корову, тот сможет вылечить любой «домашний скот»?

– Корова, овца, коза – животные жвачные. От прочих их отличает наличие в желудке четырёх отделов, через которые  проходит съеденная ими пища: рубец, сетка, книжка и сычуг. В рубце обитают симбиотические бактерии, помогающие жвачным   ферментировать  целлюлозу. Жвачные могут переваривать часть этих симбионтов для получения животного белка. Козы и овцы устроены точно так же.  Отличие только в размерах животного. Лошадь, в отличие от них всех, – не жвачное животное, и у неё однокамерный желудок. К ней нужен особый поход. Свинья по анатомии ближе всего к человеку. Она, как и мы, всеядна.  Хрюшка делит звание всеядного существа с человеком, крысой и медведем. Любитель парадоксов Уинстон Черчилль говорил: "Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на людей,  как на равных".

– Веста Владимировна, из разговора с вами, я понял, что вы понимаете и любите своих пациентов. Последний мой вопрос будет достаточно интимным: вы мясо едите? Ведь это может быть мясо знакомой коровы!

– Я не вегетарианка. Но сознательно ограничиваюсь мясом птицы. Мой папа был  заядлым охотником. В детстве я ела добытую им дичь. Теперь – только куриное мясо. Только его.

Поделиться:
Копировать ссылку