• Пермь
    • $ 94.32
    • 100.28
Присоединяйтесь к нам:

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ

373

В детстве Михаил Быков никогда не мечтал быть милиционером. И профессию себе выбрал самую обычную, гражданскую – учитель биологии и химии. Но когда после получения диплома он должен был пойти служить в ряды вооруженных сил Российской Федерации, Михаилу предложили вместо этого службу в милиции. О милиции он в то время знал только по фильмам и детективным книгам. Михаил с радостью согласился и надел милицейскую форму.

УЧАСТКОВЫЙ «ПОД ПРИКРЫТИЕМ»

Его участок находился в городе Краснокамске. Он занимался работой, которая поручается обычно участковому: принимал у жителей участка информацию и заявления о преступлениях и административных нарушениях, проверял и реагировал на них; выявлял причины правонарушений. Михаил вёл надзор за отсидевшими, наркоманами и алкоголиками и выполнял многие другие функции, которые обязан выполнять участковый.

– Судьбу мою изменило преступление, случившееся поздней осенью 2007 года: возле мусорных контейнеров у одного из домов было найдено тело забитого насмерть бездомного. Милиция определила круг его общения и выяснила, что в последнее время убитого часто видели в компании такого же бомжа, носившего прозвище Будулай. Тот должен был хоть что-то знать о погибшем, нужно было только найти его где-то в расположенных под городом теплосетях.

И тогда Михаил предложил свои услуги… Он припомнил, как в студенческие годы увлекался театром, играл в КВН. Он переоделся в грязные обноски и спустился в теплосети. Участковый входил в доверие к бомжам, угощал их спиртом и пытался найти след Будулая. Кто ищет, тот неизбежно найдёт. Михаилу указали краткую дорогу к его цели. Он нашёл Будулая, познакомился с ним, и тот поведал ему историю роковой драки. Оказывается, друзья купили на паях чекушку водки. Но, пока Будулай спал, будущий покойник выпил «чекушку» в одиночку. Результат – драка и убийство по неосторожности. 

Об этой операции «под прикрытием» узнала вся милиция города. Молодой участковый блестяще выполнил несвойственную ему роль. Его пригласили в уголовный розыск, а в 2011 году перевели работать в Пермский район.

НА СТРАЖЕ ПЕРМСКОГО РАЙОНА

У Пермского района своя специфика: огромная территория, масса своего, а летом и приезжего народа, автомобильный транзит… Ко всему этому полицейскому привыкнуть непросто. Если до этого ты работал участковым в маленьком городе. Но хороший полицейский может адаптироваться ко всему. Михаилу Вадимовичу приноровиться к новым условиям помогли коллеги. Его наставником стал опытный работник районного уголовного розыска Валерий Грищук.

– В вашем подразделении 33 сотрудника, какова ваша специализация?

– Моя должность называется длинно: оперуполномоченный отдела уголовного розыска по раскрытию тяжких преступлений против личности и противодействию незаконному обороту оружия. В нашем подразделении работает четыре человека – наш руководитель Денис Яблоков и мои коллеги Артур Забалов и Александр Беляев.

– Вам нравится ваша работа?

– Разве эта работа может не нравиться? Я с детства обожал смотреть детективные фильмы…

– И ваша работа походит на детективный фильм?

– Вряд ли стоит проводить прямые аналогии. Но у меня действительно становится тепло на душе, когда мой сын Богдан говорит о герое фильма: «Он как мой папа!»

Необходимость в инспекторах уголовного розыска будет всегда. Я уже нашёл вкус в работе защитника людей. Ведь защищать жителей района, наших врачей, учителей, крестьян и предпринимателей от посягательств криминала нужно тщательно и бережно. И делать это должны те, кто это делать умеет, те, кто уже слился с системой. Я благодарен своей первой профессии. Она научила меня искусству общения с людьми. А умение разговаривать с людьми для полицейского ничуть не менее важно, чем умение думать и анализировать.

В прошлом году в дачном домике в посёлке Троица было обнаружено тело мужчины с перерезанным горлом, покрытое массой колотых и резаных ран. Выяснилось, что из домика пропали хранившиеся там деньги – сто тысяч рублей. А раны на теле жертвы слишком уж походили на следы пыток. Под подозрение попали трое гастарбайтеров из Таджикистана, которые работали у убитого. Двоих задержали неподалёку, в Сылве. Третий подозреваемый сумел «добежать» аж до Пулково под Петербургом. С его поимкой дело об убийстве было завершено.

Но далеко не всегда всё бывает так очевидно. Например, случившееся этим летом в Сылве нападение на 17-летнюю девушку, получившую ножевые удары. Девушка просто шла вечером по улице, слушая через наушники музыку. На неё напал мужчина и трижды ударил её ножом. Попытки ограбления не было. Девушка чудом выжила и сумела описать нападавшего. Он был ей незнаком. Однако по логике событий нападать должен был знакомый, ведь у преступника не сработал главный мотив преступления – корысть.

Быкову пришлось допустить, что потерпевшая действительно не знала нападавшего. И уже через 48 часов преступник уже был задержан. Оперативники детально опросили свидетелей нападения и вышли на след одного из жителей Сылвы. Задержанный признался, что совершил попытку убийства с целью отобрать у девушки телефон, но свидетели спугнули его, и он не успел ничего забрать у своей жертвы.

СЫЩИКИ И ПРЕСТУПНИКИ

– Михаил, вы чувствуете неприязнь к людям, которых вы задерживаете? В какой момент следствия формируется это отношение?

– Каждое преступление против личности – это конфликт личностей. И преступник, и жертва ведут себя так, как диктуют им их побудительные мотивы, их взгляды на жизнь и система ценностей. Например, хорошо помню, что убийца Будулай вызывал у меня не омерзение и гнев, а сострадание. Большинство преступников расходует свои жизни на чувства и поступки, не представляющие ровно никакой ценности. Их преступления порой абсолютно бессмысленны, а бонус, на который они рассчитывают, пускаясь на преступление, ни в коем случае не окупает тяжести содеянного.

Вот, например, случай такого преступления.

Осенью 2015 года в полицию обратился пермяк с заявлением, что три дня назад его брат, житель деревни Малой, ушёл из дома и не вернулся. Жена пропавшего подтвердила, что это произошло сразу после семейной ссоры. Следователь  предположил, что произошло убийство. Но тело пропавшего обнаружено не было.

Инспекторы уголовного розыска, отрабатывая контакты его жены, обратили внимание на подозрительного жителя посёлка Лесоучасток. Именно этот человек после ссоры с женой вызвался подвезти Юрия. Одновременно полиция искала тело. Тело обнаружили только весной, неподалеку от Сылвенского тракта. Мужчина был задушен верёвочной петлёй.

Под давлением фактов подозреваемые признались в преступлении. Жена заказала убийство мужа  своему знакомому, а тот вместе с соседом совершил убийство.

Почему заказала? Похоже, ей просто не терпелось стать наследницей своего мужа.

– Возможно, если бы не было обнаружено тело, следствие так бы и шло без особых прорывов. Но вот найден труп, и дело сразу набрало темп.

– У полицейских есть поговорка: «Нет тела – нет и дела». В данном случае дело завели ещё до обнаружения трупа, но завершить его стало реально только после страшной находки. Это трудно рационально определить, но «полицейский фарт» – составляющая многих расследований. Видимо, организованные поиски преступника всегда результативнее прилагаемых им усилий по сокрытию улик. Иными словами, система всегда сильнее отдельной личности.

– Михаил Вадимович, вы рассказываете супруге о своих делах на работе?

– Нет. Но, думаю, она всё равно всё знает. Мрачный пришёл с работы, значит, нечем похвастать. Появился азарт в глазах – значит, сел преступнику на хвост, а если уж сияю, как начищенный пятак, значит, дело сделано, закон восторжествовал. Закон всегда рано или поздно торжествует. Иногда слишком поздно.

Весной 2003 года в посёлке Таёжный на садовом участке  был обнаружен труп неизвестного мужчины. Экспертиза установила, что смерть наступила за год до этого в результате множественных травм тела и головы. Недостаток улик не позволил тогда раскрыть это преступление. К «висяку» вернулись в 2016 году. В ходе проведения следственных и оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что в октябре 2002 года  в кооперативе «Радуга» произошла ссора между двумя гражданами, в результате которой один из них убил другого обухом топора и скрылся с места преступления.

Всё бы хорошо. Имя преступника стало известно. Но… за год до этого он умер своей смертью. Ещё неизобличённым. Ирония судьбы. Пусть виновный и не понёс наказания, но преступление раскрыто.

Уголовный розыск Пермского района способен раскрыть преступления любой категории сложности. Отдел полиции Пермского района поднялось с 28 места по краю на 14. Вот всего одна строка из последнего отчёта Пермского райотдела полиции: «Практически наполовину сократились преступные посягательства против личности (с 168 до 96 случаев), в том числе тяжкие и особо тяжкие, такие, как убийства и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в районе сократились на 19 процентов». В этом – заслуга всего коллектива отдела. В том числе и его, майора полиции Михаила Быкова.

Поделиться:
Копировать ссылку