• Пермь
    • $ 92.13
    • 98.71
Присоединяйтесь к нам:

ПОЧЕМУ УМИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ

180

У русского человека всё попадает в сказку, в пословицу – и радости, и печали. Всё, что может согреть ему душу, попадает в разряд редких чудес – Василиса Прекрасная, жар-птица и золотое яичко Курочки Рябы, а всё то, что может ему жизнь подпортить: Баба  Яга,  Кощей и прочие кикиморы – во врагов. Лишь одна традиционная беда оставалась неназванной, ибо не было у неё имени в древнем русском языке.  Но со времён первых русских царей натвердо усвоил русский человек истину, воплотившуюся в пословицу. Все мы эту пословицу знаем, и каждый не раз применял её к себе: «Без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек». Так на Руси издавна  было, и перемен не предвиделось.

ЧТО  ТАКОЕ  МФЦ

Несколько дней назад к нам в редакцию позвонил житель села Фролы и назвал имя очередного претендента на участие в конкурсе «Человек года».

- Запишите – Елена Овчинникова. Работает у нас в МФЦ. Всё поселение выручает. Душевный человек!

И вот я уже во Фролах, в здании администрации, где на первом этаже разместилась контора с загадочным названием ТОСП села Фролы. Для ясности: за этой аббревиатурой скрывается всем понятное территориально обособленное структурное подразделение Пермского краевого многофункционального центра (с. Фролы), а попросту  – офис госуслуг «Мои документы».

Помните, в любимой сказке Леонида Филатова: вызвал царь к себе стрельца Федота и говорит ему:

- Исхитрись ты мне добыть

То, чего не может быть!

Запиши-ка на бумажке,

Чтобы в спешке не забыть.

Иными словами, послал бедолагу за справкой, без которой тому вся дальнейшая жизнь покажется прожитой зря. В реальной жизни в роли «царя» может оказаться  любая из организаций, с которой мы имеем дело. Ведь каждый момент своей биографии, да и сам факт своего существования, мы обязаны подтвердить документально.

Каждому из нас хотя бы раз да доводилось добывать себе эту пресловутую справку. И не было ещё случая, чтобы на пути к желанной бумажке/справке/выписке/копии не вставала огромная очередь. А уж попав в очередь, даже Эйнштейн начинал чувствовать себя не человеком, а частью упорядоченной толпы. И главное: нельзя пойти на попятную. Ведь без бумажки/справки/выписки/копии ты/я/мы/вы - букашка.

Мы отчаиваемся, рвём на себе и окружающих волосы… И вот тут-то нам на помощь приходит контора под названием МФЦ.

Идея «единого окна», куда любой гражданин России может обратиться для решения любых своих проблем, связанных с деятельностью государственных административных структур или муниципальных учреждений, давно обсуждалась на различных уровнях власти. Но только в 2014-2015 годах в некоторых регионах страны появились многофункциональные центры, обязанностью которых стало оказание населению  множества государственных и муниципальных услуг.

Там, где появляется МФЦ, людям больше не нужно обивать пороги десятка кабинетов – достаточно обратиться к  специалисту многофункционального центра, объяснить свою проблему и передать нужные для ее решения бумаги. Специалист сформирует пакет документов в соответствии с регламентами предоставления услуг, сделает заявку и через несколько дней вручит заявителю готовый документ.

Справка за два визита

На мой взгляд, МФЦ – одно из самых полезных нововведений человечества после изобретения колеса. Гражданин однократно обращается в МФЦ с соответствующими документами для получения тех или иных государственных или муниципальных бумаг. И все! На этом этапе начинается работа многофункциональных центров. Именно они, а не их клиенты, взаимодействуют с разнообразными государственными органами, которые предоставляют те или иные услуги. Заявитель при этом не участвует в процессе непосредственного оформления документов. Он появляется только спустя несколько дней, чтобы получить нужный документ. Иными словами, клиент МФЦ получает не только желанный документ, но и освобождает своё время, которое он бездарно потратил бы, если бы лично  начал шататься по бюрократическим задворкам нашего мира. Одновременно   с этим осуществляется прозрачность деятельности государственных органов для населения; снижаются издержки на преодоление административных барьеров; повышается эффективность деятельности муниципальных и государственных органов; ускоряется процесс оформления документов. Все довольны,  и нервы сохранны. А это главное.

- И как реагируют заявители на итоги вашей работы?

- Одни очень довольны, другие воспринимают работу МФЦ равнодушно, как должное. В больших городах мои коллеги видят своих клиентов раз в жизни. А я сталкиваюсь со своими каждый день, на улице. Просто стыдно людям в глаза смотреть, если их дело было выполнено неоперативно или неоправданно затянулось. Вот я и стараюсь действовать быстро…

- Как золотая рыбка?

- Да, - улыбнулась Елена Сергеевна. - А ведь бывает и так: человек даёт мне нулевую информацию. «Мне, мол,  нужно справку насчёт дома для этой… я забыл, как она называется…» И вот сидим, выясняем, какую именно бумагу от человека требуют, кто именно требует и какие именно для этого ему нужно предъявить документы. И не дай бог неправильно понять завявителя.

- Елена Сергеевна, и сколько же наименований услуг берёт на себя Фроловский МФЦ?

- В 2015 году мы начинали с 54 услуг.  С каждым месяцем количество оказываемых услуг неуклонно возрастало. Сегодня во Фролах их оказывается более 700. Наибольшей популярностью пользуются услуги по регистрации прав на недвижимое имущество, осуществлению кадастрового учёта объектов недвижимости, услуги миграционной службы и Пенсионного фонда. И все они оказываются бесплатно.

У Леонида Филатова в сказке тоже был такой вот всемогущий персонаж:

- Буду шить, стирать, варить,

За обиды не корить,

И играть тебе на скрипке,

И клопов тебе морить!

Сегодня сказочная Маруся вполне могла бы стать специалистом МФЦ, коллегой Елены Овчинниковой. У них одинаковое отношение к своей работе.

В МФЦ не бывает очередей

Моё интервью с Еленой Сергеевной  прервала посетительница, хлопочущая о паспорте для своего заболевшего внука, живущего в посёлке Ферма. Это был предварительный визит.  Вручение визитной карточки и перечисление документов, которые потребуются для получения паспорта, заняли меньше пяти минут. Следующий визит, уже с документами, явно продлится не дольше. Я вспомнил, как десять лет назад ходил с сыном в паспортный стол сдавать документы на паспорт. Этот поход отнял у нас с ним по 6 часов жизни и по доброй пригоршне сожженных нервов.

- Здесь, в МФЦ, никогда не бывает очередей.  Я ценю время заявителей, поэтому приём веду по предварительной записи. Заявитель сам решает, когда ему удобно подойти, - с улыбкой заметила Елена Овчинникова.

- Кем вы мечтали стать в детстве? – спросил я Елену.

- Как и большинство детей: сегодня нравится одна профессия, завтра – другая… В основном, хотелось помогать людям. Выросла, приобрела профессию экономиста-аудитора, а потом окончила филфак в ПГУ.

- И которая из профессий больше помогает вам работать в МФЦ?

- Бухгалтерия помогает сосредоточиться на главном, филология – общаться с людьми. Никогда не думала, что безукоризненное знание русского языка принесёт мне в жизни столько пользы… Недавно посчитала, что за два проработанных в МФЦ года конкретно я помогла 4000 земляков. На самом деле, в это количество входят не только жители нашего поселения, но и соседи из других  поселений, дачники и даже горожане. Любой, кто приедет во Фролы в ожидании помощи, её получит. Каждый клиент тратит на своё дело по нескольку минут. Вместо часов и дней, как это было заведено до 2015 года. Русский человек начал отвыкать стоять в очереди. Конечно, нет смысла перечислять все 700 видов услуг, которые имеет возможность оказать людям единственный во Фролах специалист МФЦ в диапазоне от получения подростком первого паспорта до включения избирателя в список по месту нахождения на будущих выборах. Иными словами, за эти два года  я очень приблизилась к своей детской мечте.

Оформление регистрации по месту жительства или пребывания занимает 6 дней, регистрация права собственности на недвижимое имущество – 8, оформление паспорта – 13. Самые долгие процедуры – получение государственного сертификата на материнский капитал и распоряжение им, а также подготовка градостроительных планов земельных участков и получение справок о наличии/отсутствии судимости. Получили бумаги – и вы уже, несомненно,  человек.

- Вы уроженка Лысьвы, но 11 лет живёте во Фролах. Вам нравится жить в Пермском районе?

- Я приехала жить во Фролы в ту пору, когда село было ещё двухэтажным, и под его первую пятиэтажку был только заложен фундамент. Сейчас Фролы растут, хорошеют и молодеют. На улицах села – молодые красивые лица. Много детей. Мне нравится, что я имею возможность не дать этим лицам затуманиться пустыми заботами, могу хоть в чем-то облегчить жизнь жителям своего села, избавить их от поездок в город, от стояния в очередях. Мы стремимся к тому, чтобы сельские жители имели те же возможности, что и городские.

Пресловутая пословица про бумажку и букашку не ушла в прошлое. Но бумажку эту сегодня стало достать неизмеримо проще. Это – примета сегодняшнего дня. Пословицы умирают, когда становятся неактуальными. Этой тоже уготована такая судьба.

Поделиться:
Копировать ссылку