• Пермь
    • $ 92.51
    • 98.91
Присоединяйтесь к нам:

УЧАСТКОВЫЙ СЕМЕЙНОГО ФРОНТА

181

ПО ЛЬВУ ТОЛСТОМУ

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»,- писал Лев Толстой

В каждой семейной беде и неудаче всегда есть «крайние». Притом всегда одни и те же – дети. Именно с такими семьями и их детьми имеет дело инспектор по делам несовершеннолетних из посёлка Юго-Камский Наталья Пехтелева.

Юго-Камский – посёлок, по которому в начале этого века с размаха ударила безработица. Сегодня все, кто хотел работать, работу себе уже нашли. Но меньшая часть людей за годы безработицы успела дисквалифицироваться, да и просто утратила интерес к регулярному труду, предпочитая вместо этого страдать и жаловаться на судьбу. Перебиваясь случайными заработками и шабашками, они постепенно опускаются на дно. Рано или поздно, но их семьи пополняют список «неблагополучных», а детям не избежать знакомства с Натальей Александровной.

Инспектор Наталья Пехтелева лучше других знает, что порой в таких семьях вырастают беззаветные трудяги. Но только в тех случаях, когда дети активно не приемлют образ жизни своих «трудных» родителей и находят единомышленников среди взрослых людей. Наталья Александровна полна решимости стать для них именно таким единомышленником.

Инспекторами по делам несовершеннолетних становятся только по любви. Одни из любви к порядку, другие – из любви к детям. Наталья Александровна – из вторых.

Она всегда, в любых ситуациях, любила детей. В душе русской женщины любовь всегда тесно переплетена с жалостью. И стать бы Наталье учителем, если бы с детства не засел в её мозге образ инспектора по делам несовершеннолетних из её детства — деловитой женщины в красивой форме, способной одним словом укротить любых малолетних хулиганов и облегчить жизнь хорошим детям. Этот образ заставил её надеть милицейскую форму.

Её основной обязанностью, как и любого инспектора ПДН, является проведение на своём участке профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к лицам, состоящим на особом учете.

Наталья Александровна наперечет знает всех неблагополучных подростков, которые проживают на её участке, и ведёт учет вновь «прибывших». Для выполнения своих обязанностей она регулярно навещает семьи подростков и проводит беседы как с несовершеннолетними, так и со взрослыми членами этих семей.

Инспектор по долгу службы обязан проводить анализ несовершеннолетнего населения на своём участке и делать прогнозы относительно тех, которые могут в дальнейшем совершить неправомерные поступки.

Для этого Наталья Александровна работает в тесном контакте с руководителями обеих школ, находящихся в Юго-Камском поселении, и с местной администрацией. Потому что неблагополучные подростки – это их общая забота и боль.

 

ДОРОГИ ВАВИЛОНСКИЕ

Родители из неблагополучных семей традиционно наступают на одни и те же грабли. Если мамаша позволяет своему чаду курить, то уже никакая антиникотиновая пропаганда в школе не пресечет этого курения, если за столом наливает рюмку водки, то поздно будет жаловаться, когда тот начнёт её спьяну поколачивать. Думаю, таким горе-родителям бесполезно напоминать, что пороки закладываются в самом нежном возрасте самыми близкими к ребёнку людьми. Так было всегда, с самой древней истории человечества.

Эта притча дошла к нам со времён Вавилонского царства:

Одна вавилонская мамаша нашла у своего сына чужую глиняную табличку для письма.

– Где взял табличку?

– Нашёл на дороге, - ответил сын.

– Молодец! Ходишь в школу, внимательнее смотри под ноги!

Через год заметила, что на сыне надеты чужие сандалии.

– Ну и на какие деньги ты их купил?

– Да ни копеечки они мне не стоили. На дороге нашёл!

– Почаще, сынок, ходи по этой дороге. Может, ещё чего полезного найдёшь.

Поймали удачливого подростка на краже верблюда. Когда парня тащили на эшафот, чтобы отрубить ему руку, мамаша шла рядом, причитая:

– Не мог мой сын верблюда украсть! Всё, что ему нужно, он на дороге находит!

– Выпорола бы ты меня за ту первую находку, не попытался бы я сегодня верблюда на дороге найти! – возразил ей сын.

Устарела эта вавилонская история? А откуда взялся у вашего сына этот чужой айфон?

– А сын его на дороге нашёл…

Наталья Александровна любит рассказывать родителям, которые приходят к ней хлопотать за своих чад, эту древнюю историю. Она всегда актуальна, ведь с тех пор в людях почти ничего не изменилось…

 

ПАПАШИ И МАМАШИ

Когда я входил в кабинет Натальи Пехтелевой, чтобы взять у неё интервью, столкнулся в дверях с чьей-то  мамой. Женщина пришла к Наталье Александровне, чтобы та «заставила её сына учиться».

– Так ведь не бывает, чтобы ребёнок, на учёбу которого мать годами не обращала внимания, вдруг заинтересовался книгами. Иными словами, из коробки можно вынуть лишь то, что вы сами в неё положили. Никак не больше. Когда я шла работать в полицию, я прекрасно понимала, что обо мне будут судить по моим детям. Мол, какой из меня получится инспектор по делам несовершеннолетних, если я со своими детьми не смогу справиться? Думаю, мои дети никогда меня не скомпрометируют. Я стараюсь вырастить их именно такими, какими мне хотелось бы их видеть. И нахожу в них отклик. В жизни и в работе мне очень помогает образование психолога и, конечно, наработанный жизненный опыт, – признаётся Наталья Пехтелева.

Говорят, бог посылает испытания только тем, кто способен их преодолеть. Почему же его испытания на звание родителей выдерживает далеко не каждая семья? Главная ошибка проигравших – они начинают играть со своими детьми в поддавки: сначала прощают им мелкие грешки и пакости, а постепенно – и всё остальное.

У донских казаков был любопытный обычай: пока ребёнок не начинал жить своей семьёй, за все его грехи отвечал отец. Ещё Шолохов в «Тихом Доне» описывал, как за «проказы» великовозрастного недоросля пороли его отца. Уверен, что после такого наказания процесс воспитания молодёжи в семье только набирал силу.

– Больше, чем о закрытии завода, я сожалею о том, что посёлок одновременно потерял сразу два учебных заведения: филиал Екатеринбургского техникума химического машиностроения и профессионально-техническое училище, выпускавшие токарей, слесарей, электриков и даже поваров, — говорит Наталья Пехтелева. — Как взрослому нужна работа, так и ребёнку необходима перспектива получения профессии. Сегодня ученик, который собирается продолжить обучение, вынужден покинуть родной посёлок. А уж вернётся он или нет после учёбы домой, предсказать не может никто.

Как правило, те, на кого посёлок мог бы в перспективе рассчитывать, уезжают, а вот молодёжь, состоящая на учете у Натальи Александровны, как правило, остаётся в Юго-Камском поселении.

В посёлке Юго-Камском зарегистрировано 36 неблагополучных семей, многие из них – многодетные. Много это или мало на восемь тысяч населения? Конечно, их могло бы быть и больше, если бы югокамцы продолжали жить только памятью о закрытии градообразующего предприятия. Но им общими усилиями удалось перевернуть эту страницу истории своего посёлка, вернуть семьям работу, а своим детям – достойное будущее.

Семья, раз попавшая в список неблагополучных семей, или ребёнок, состоящий на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, остаются в нём в течение полугода. Если по истечении этого срока они начинают характеризоваться положительно, фамилия исключается из списка, если нет – остаётся ещё на полгода, и ещё на полгода, и ещё…

- А бывают случаи, когда вы исключаете фигуранта навсегда?

– Редко, но бывают. Каждый из таких случаев – настоящая моя победа. Значит, люди пересмотрели свои взгляды на жизнь; значит, повернулись лицом к своим детям; значит, счастье для их семьи ещё возможно.

Вот, например, история одного мальчика. Он родился в очень неблагополучной семье. Для своих родителей мальчик значил гораздо меньше, чем возможность очередной выпивки. Дома в этой семье не всегда можно было найти корку хлеба. Весь семейный бюджет тратился на пропой. И мальчик среагировал, как мог: забрался ночью в магазин и утащил из кассы деньги. Попавшегося воришку Наталья Александровна поставила на учет. Оповестила его учителей и школьного психолога, связалась с районной комиссией по делам несовершеннолетних.

- И ведь главное — парень-то был неиспорченный. Для начала я похлопотала, чтобы мальчика обеспечили в школе бесплатным питанием. Теперь он хотя бы не голодает. А о его родителях переговорила в районном центре занятости. Хотя в исправление этих двух людей лично я не верила – они совсем опустились. Парня привлекли к спортивным мероприятиям, дали возможность заняться спортом, танцами. С учебой у него особых проблем не было. Школьный психолог обратил на него особое внимание, я тоже стала частым гостем в этой семье.

Мальчик за полгода очень изменился, сильно увлёкся спортом. Его перестали интересовать сомнительные авантюры. Через полгода Наталья Александровна вычеркнула парня из своих списков. А вот со старшим поколением этой семьи – совсем плохо. Глава семьи умер от пьянки, а мамашу лишили родительских прав. Мальчик находится сейчас под опекой своей тёти.

- Когда такие перемены к лучшему происходят с трудным подростком, - говорит Наталья Александровна, - я верю, что уж с ним-то всё будет хорошо. Он выстоит и больше не поддастся никакому соблазну.

 

Поделиться:
Копировать ссылку