• Пермь
    • $ 92.13
    • 98.71
Присоединяйтесь к нам:

УРОКИ МЫШЛЕНИЯ И ПРАВДЫ

211

ВТОРОЙ ГОД ДЕБЮТАНТА

В этом году молодой учитель Виктор Хомутов из Лобановской школы стал лучшим учителем-дебютантом Пермского края, завоевав звание «Учитель года». По условиям конкурса дебютантами признавались люди, проработавшие в школе не более трёх лет. Хомутов к тому времени проработал год. В этом конкурсе он был одним из самых  молодых.

Быть учителем истории и обществоведения в современной школе – миссия ответственная. Его уроки просто не могут не быть уроками патриотизма. Невозможно вырастить патриота из человека, не знающего истории своей страны. Но история не укладывается в школьный учебник.

Практически каждое правительство на протяжении веков пыталось переписать русскую историю «под себя». Историки – современники Петра I – постарались принизить значение реформ, проводимых его предшественниками. В результате Пётр Великий остался в учебниках истории как первый реформатор на троне. Захватив власть, Екатерина II ославила своего убитого мужа как недоросля и недоумка, практически вычеркнув из истории всё, что он успел сделать. Только сегодня мы начинаем понимать значение для России фигуры императора Павла I, павшего жертвой дворцового заговора. Современники называли его, официально предложившего любые международные конфликты решать дуэлями коронованных особ, «последним рыцарем Европы». А мы знаем его только как державного самодура и героя исторических анекдотов. Даже  Иван Грозный при сравнении с европейскими монархами выглядит вовсе не кровавым маньяком, а просвещенным справедливым царём. А уж что творили политические деятели новейшей истории – словами не выразишь.  С их лёгкой руки в обиход  вошёл термин «пальмирование» – способ устранения с коллективных  фотографий своих  попавших в опалу соратников. Ретушёры рисовали на месте выбывших в небытие людей развесистые пальмы в кадках. Практически со всех коллективных фотографий Ленина кто-то да убран.

– История России всегда была орудием в руках власть имущих. Об этом нельзя забывать, – говорит Виктор Сергеевич.

– Приходилось ли вам рассказывать детям историческую версию события, с которой вы сами не были согласны?

– Приходилось.  Мало того, находились возражения и у моих учеников. Я не боюсь с ними спорить – ведь в спорах рождается умение мыслить. А это главное предназначение школы.

Школа начала избавляться от иллюзии, что учитель оказывает ученику педагогические услуги. На самом деле он учит ученика думать. Учитель Хомутов в этом убеждён и именно в обучении детей самостоятельному мышлению видит своё предназначение в школе.

ПОП  ГАПОН, «МАТИЛЬДА» И ПРАВДА ЖИЗНИ

С годами в России меняется само отношение к истории. Помню, как-то на уроке истории  я нарисовал в тетради  обложку книги из необычайно популярной тогда биографической серии «Жизнь замечательных людей». Тогда среди сотен книг серии преобладали  биографии пламенных революционеров, полководцев и учёных. Та книжка, которую изобразил я, называлась «Поп Гапон». В шутку, конечно. Одноклассники оценили мой юмор. Сегодня в серии ЖЗЛ присутствуют и Гапон, и Азеф, и Мазепа, и Махно. А недавно я поставил себе на полку биографию Малюты Скуратова. Людям интересны не только герои и гении. Они хотят знать и биографии великих провокаторов, предателей  и подлецов. Ведь эти люди тоже сыграли в истории свою роль.

В советские времена наш народ был преисполнен  сознанием значимости  своей страны. Мы не только первыми в мире построили социализм, не только первыми вышли в космос, но и первыми  построили паровоз, вертолёт, беспроводной телеграф и ещё много-много всего. У нас были великие писатели и учёные, лучший в мире футбол и балет. А в загнивающей империалистической Америке якобы недоедали и пухли с голода негры. Потом Советский Союз развалился, и на смену осознанию превосходства почему-то пришло чувство неполноценности.

Сегодня российский народ снова начинает осознавать свою силу и величие. Мы, растоптавшие в 1945 году фашизм, взяли на себя миссию борьбы с международным терроризмом. Мы досадливо отмахиваемся от международных санкций и игнорируем беспочвенные упрёки в агрессивной политике.

– Когда-нибудь всё это тоже станет достоянием истории. Всё-таки интересную я выбрал себе профессию, – говорит Виктор Сергеевич.   

– В вашей семье были учителя?

– Я из рабочей семьи. Учитель, как говорится, в первом поколении. В старших классах понял, что мне по душе гуманитарные науки. И стал готовить себя к поступлению в Пермский государственный национальный исследовательский университет. Закончил философско-социологический факультет и…  нашел себе работу в Лобановской школе.  Моя университетская специализация позволяет мне делать уроки более глубокими. Дети это ценят.

– Вы пермяк, но переехали жить в Лобаново. Вам нравится Лобановское поселение?

– Очень нравится. Оно ничем не отличается от городского района. В первые месяцы я ездил сюда на работу из Перми. Тратил на дорогу по три часа в день. Теперь переехал жить сюда и нисколько об этом не жалею.

– Вы видите разницу между школой, в которой учились вы сами, и той, в которой работаете? Что изменилось за годы учебы в вузе?
– В той, где я учился, был сильный коллектив стажистов и минимум молодых учителей, в Лобановской школе коллектив ежегодно пополняется молодёжью. А значит, меняется стиль и методы преподавания. Ведь у каждого поколения учителей они свои. Не хочу судить, хорошо это или плохо, но дети хорошо усваивают материал, а значит, наши уроки не уходят в пустоту.

– А как за это время  изменились ученики?

– Вот ученики изменились гораздо сильнее. Если школьники моего поколения были воспитаны ещё на книгах, то сегодняшних школьников воспитал интернет. А компьютер перестраивает человеческое мышление. В результате оно приобретает «клиповый» характер. Школьники не могут сосредоточиться на чем-то длительном: длинном тексте, тягучем фильме, не заполненном приключениями. Даже ответы у доски изменились. Мало кто способен в ответе «лить воду». Ответы детей всегда кратки. Видимо, обстоятельные ответы у доски ушли в прошлое. Хорошо, если ребёнок сумеет сформулировать свою мысль в 2-3 предложениях…

Да, похоже, слава Цицерона никому в нынешнем юном поколении не грозит. А жаль, ведь это было жанром искусства – риторика…

– Как вы относитесь к недавнему скандалу, касающемуся одновременно кино и истории? Это я о фильме «Матильда».

– Скандал вокруг этого фильма режиссера Алексея Учителя только подогреет интерес школьников к истории последних лет русского царизма.

В центре сюжета этой исторической мелодрамы – первая любовь царевича Николая Романова к балерине Матильде Кшесинской, их романтические отношения длились недолго – до венчания Николая II с его будущей женой. Отвергнутая балерина стала любовницей другого великого князя – Сергея Романова, а потом вышла замуж за ещё одного представителя царской фамилии и уехала с ним жить за границу.

Фильм ещё не вышел на экраны, но на него уже ополчилась монархически настроенная «общественность». «Это всё наглая ложь! Царь Николай не мог влюбиться в балерину, потому что он царь, он причислен к лику святых!» - примерно так выглядели аргументы новоявленных монархистов.

Ещё со школьных лет я помню об этой истории. По-моему, тогда об этом знали все: царевич Николай влюбился в балерину Кшесинскую, та родила ему дочь, но их любовь была обречена. Николай был вынужден жениться на немецкой принцессе, а Кшесинская нашла утешение с его родственником.

Такая реакция общественности ничего вам не напоминает? Новая попытка переписать историю. Такие попытки уже привели к тому, что часть молодёжи в Европе, да и в России, кстати, уверены, что Гитлера взорвали в Париже американские коммандос. Ведь об этом снял фильм сам Квентин Тарантино.

– Задача учителя истории, – говорит Виктор Сергеевич, – раз и навсегда отделить исторические факты от многолетних напластований лжи и выдумки, и сделать это не менее талантливо, чем врал нам Тарантино. Потому что история это, в первую очередь, – правда. И другой правды – нет.

 

Поделиться:
Копировать ссылку