• Пермь
    • $ 92.01
    • 98.72
Присоединяйтесь к нам:

В поисках совести

125

– Вы кто по знаку Зодиака, Ольга Владимировна?

– Скорпион, знак стихии Воды.

– А-а, тогда всё понятно!

 Вот уже 10 лет Ольга Суханова работает контролёром водопроводного хозяйства предприятия «Аквасервис». В этой роли она лично знакома жильцам всех многоэтажек села Гамово. Но отлично знают её и гамовские «частники», которые не являются клиентами «Аквасервиса». Ведь кроме этого она выполняет и общественную работу — инспектора пожарной охраны.

– Вас узнают на улице?

– Узнают. И люди, и собаки. Особенно дворовые. Ведь мне приходится во многих дворах бывать.

Ольга Владимировна верна стихии Воды. На работе она общается с должниками по оплате услуг коммунальщиков. За эти годы общение с неплательщиками стало для неё делом будничным и повседневным. И общественная работа Ольги Владимировны направлена против стихии огня.

– Против огня я ничего не имею, если это огонь  топящейся печи или мангала для шашлыков. Но если огонь обретает свой нрав и начинает разгораться, он становится врагом человека. Моё дело – предупредить возможный пожар.

Впередсмотрящий

На каждом паруснике есть человек, который влезает на вершину самой высокой мачты и предупреждает оттуда команду о надвигающемся шторме, мелях или о приближении пиратов. Называют  его «марсовым», «впередсмотрящим». Его дело – предупреждение об опасности. Наверное, Ольга Владимировна чувствует себя именно таким марсовым матросом.

Казалось бы, человек и сам должен знать: если долгое время не вносить коммунальные платежи за воду, рано или поздно ванна терпения коммунальщиков будет переполнена. И вот тут-то ситуацию  может исправить вовремя раздавшийся голос вперёдсмотрящего.

Попробуйте обратиться в ближайший гастроном и договориться о покупке «в долг» батона колбасы… Да что там колбаса! Попробуйте на трамвае «в долг» прокатиться. Вроде бы билет стоит всего двадцать рублей, а никто в долг вам не доверит даже на подножке до своей остановки доехать. А всё почему? Да потому что у всех на глазах пример российских коммунальщиков, которые получают плату за уже предоставленные услуги.

– И аккуратно платят? - спросил я  Ольгу Владимировну.

- Если человек, в принципе, настроен платить за коммунальные услуги, он не будет копить долги и платит регулярно, как часы. Если потребитель настроился на «халяву», он будет копить долги, доводя их до полной неподъёмности. Он будет считаться должником за коммунальные услуги, и коммунальщики будут пытаться найти к нему подход. Во всех остальных местах такого «должника» просто назовут вором и обращаться с ним будут как с вором. И спросят с него как с вора, хотя разницы между магазинным вором и коммунальным должником ровным счетом никакой.

Специфика ЖКХ диктует относиться к таким людям гуманно и искать с ними компромисс, чтобы те хотя бы обозначили «желание» покрыть свои долги.

– Достучаться до чужой совести порой трудно, но можно, – считает Ольга Владимировна. Ведь смогла же она найти подход к самому крупному должнику своей фирмы. Человек скрепя сердце выложил за услуги коммунальщиков 20 тысяч рублей. Хотя, похоже, до этого не страдал от статуса должника.

До революции для таких должников была учреждена долговая яма – казённое заведение, в котором те, кому задолжали, могли бессрочно держать своих должников за свой счёт вплоть до полной отдачи долга или пока у самого деньги не кончатся... Сегодня такую меру, конечно же, сочтут негуманной. У коммунальщиков последней инстанцией остается обращение в суд, но, как показывает практика, даже положительное решение дела вовсе не значит, что деньги коммунальщикам вернут.

Вот и остаётся – принять на работу красноречивого «вперёдсмотрящего», который умел бы просто разбудить в должниках совесть.

Предупреждён – значит, спасён

Ольга Суханова вовсе не местная уроженка. В тяжёлые годы распада Советского Союза её семья переехала в Пермский район из вольного Казахстана, внезапно озаботившегося принципом «Казахстан – для казахов!» С 1995 года она – матрос, который предупреждает находящихся на палубе об опасности потерять совесть. Раз на раз не приходится: есть у человека совесть – сумеет докричаться. Нет совести – напрасные заботы. Наблюдая за её трудами, бывший глава Гамовского поселения Александр Болдырев предложил ей:

– У вас удачно получается работать с людьми. Помогите пожарным. Возьмите на себя оповещение гамовцев о правилах профилактики пожаров!

И она согласилась. Теперь от неё зависит, сумеет ли избежать пожаров село Гамово. За другие деревни поселения: Березник, Гусята, Шульгино, Ермаши, Заречную и прочие населённые пункты – отвечает другой общественный инспектор.

Если о профессиональных качествах пожарного судят по количеству потушенных им пожаров и спасённых из огня людей, то об эффективности  труда общественного инспектора пожарной охраны делают выводы по числу предотвращенных пожаров и несгоревших односельчан.

Казалось бы, правила противодействия пожару должны намертво отпечататься в генетической памяти российского крестьянина. Ведь ему приходилось веками противостоять стихии огня.

На деле большинство из нас даже не знает точно, как сегодня позвонить пожарным. Слишком уж много вертится в голове вариантов. Экстренный номер 01 достался нам со времён СССР. Но ответят вам лишь в том случае, если вы звоните со стационарного телефона. Если с мобильного – набирайте 010. Если забыли оба эти номера, смело набирайте: 294–67–72 и 294-67-73 – номера  единой диспетчерской службы  Пермского района. Или хотя бы 112, чтобы дозвониться в пожарную охрану. Эти номера нужно запомнить наизусть, как прежде назубок помнили  единственный 01.

Именно с этой информации начинается базовая листовка «Правила поведения при пожаре». Времена изменились: возросло количество рисков, но и жизнь даёт больше возможностей для спасения. Напоминания об этих сезонных и постоянных рисках и правила поведения в каждой из экстремальных ситуаций  Ольга Владимировна пытается донести до каждого из гамовцев. Она учит народ, как избежать пожаров дома и на природе, какие неисправности могут повлечь за собой пожар. На охране собственности гамовцев стоит не только пожарная охрана района, но и группа местной добровольной пожарной охраны, регулярно дежурящая на улицах села.

Сколько на свете людей, столько и отношений к людям, предупреждающим об опасности. Одни горячо благодарят Ольгу Владимировну и кладут принесённые ею буклеты и памятки, как самое дорогое, за божницу. Другие разговаривают с ней только через закрытую дверь.

– Как-то я взяла с собой на обход адресов сына. Он очень удивился и обиделся за меня, увидев, как много семей нам просто не открыли двери. Мысль о священном почтении к частной собственности взбрела этим людям в голову в тот момент, когда к ним пришли с советом, как им сберечь эту самую частную собственность.

Слава богу, это лето было в Гамовском поселении не слишком щедро на пожары. Сгорел дом, подожженный в грозу молнией, два садовых домика, весной пожарные четыре раза выезжали на травяные палы. И из-за перегрузки электросетей вспыхнула квартира одиноко живущей старушки.

– Ольга Владимировна, – спросил я Суханову, – пожар от молнии – это чистейшей воды случайность, на травяные палы, я знаю, в других поселениях пожарные выезжают в разы чаще. А случай со старушкой вы, наверное, могли бы предупредить. Вы рассказывали, что наперечет знаете дома, в которых обветшали электрические сети. Можно было бабушку предупредить… Не случилось бы пожара…

– … в квартире, которую старушка снимала, – закончила за меня Ольга Суханова. – Она не сожгла бы чужую квартиру и не лишилась бы в одночасье всего имущества, став погорельцем. Если бы хоть раз открыла мне дверь. Хорошо, хоть пожарным её открыла!

Размышляя о своей жизни, Ольга Суханова ни о чём не жалеет. Не о чем ей жалеть: в Гамово её знают и ценят, дома ждут любящий муж, двое взрослых успешных сыновей… Правда, ей не суждено было стать учительницей младших классов. Она мечтала об этом до конца 8 класса. Даже успела подать документы в педагогическое училище. А перед вступительными экзаменами Ольга внезапно попала под машину. Отделалась испугом, но на экзамен не попала… Пошла в девятый класс, а там и детская мечта изменилась…

– Видимо, судьба готовила меня для чего-то другого, – улыбается она. – И стихия воды. Моя стихия.

Поделиться:
Копировать ссылку