• Пермь
    • $ 92.59
    • 100.27
Присоединяйтесь к нам:

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ

169

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Казалось бы, ничего страшного:

«Мыска сусек насусила,

Мыска мысек плигласила.

Мыски суски кусать стали —

Зубы слазу зе сломали».

Если ваш ребёнок именно так прочтёт этот стишок, вы, скорее всего, только улыбнётесь. Мал ещё! Успеет научиться! А вот героиня моего очерка, логопед-педагог Бершетского детского сада «Умка» Алевтина Агеева убеждена, что такие нарушения речи могут стать реальным препятствием на пути реализации маленьким человеком его жизненного потенциала.

Алевтина Юрьевна считает, что не улыбаться нужно, а бить тревогу. В двух группах бершетских дошколят, с которыми она занимается, из 48 мальчишек и девчонок только у пятерых нет никаких нарушений речи.

Человек мыслит словами. Притом словами правильными, без нарушений. Если изложенная с помощью речи мысль искажается дикцией ребёнка, значит, налицо – несовпадение замысленного и сказанного. А с мыслительной деятельностью лучше не шутить.

У вас к детским дефектам речи вполне терпимое отношение? Помните, что вашему ребёнку во взрослой жизни эти дефекты будут мешать. Если ребёнок рождался левшой, на протяжении веков человеческой истории его переучивали. А если нет, то окружающие относились к нему настороженно. Сейчас педагогическая наука утверждает, что переучивать такого ребёнка нельзя. Это ломает его природу. Нужно просто обеспечить ребёнку для полного комфорта такие житейские мелочи, как специально приспособленные для левшей авторучку, компьютерную  мышь, зубную щётку, швейную машинку, телепульт и тому подобное.

Если ребёнок к пяти годам не выговаривает звуки, у взрослых остается лишь единственный путь – научить его. Именно этим Алевтина Юрьевна с успехом и занимается всю жизнь.

– Я из учительской семьи, – говорит она. – Мой папа был директором Бершетской школы, а мама – учителем немецкого. Мы со старшей сестрой выбрали профессию логопеда, и каждая на своём месте делает всё, что от неё зависит.

 

ГЛАВНОЕ – НАКОРМИТЬ?

– В чем беда нынешних детей?

– Отчасти – в огромной занятости родителей. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены зарабатывать деньги, уезжая порой далеко от дома. Соответственно, на детей времени катастрофически не хватает. В нашем бешеном жизненном ритме мы, к сожалению, утратили многие хорошие традиции.

Из века в век матери над колыбельками разговаривали со своими детьми, пели им колыбельные, читали детские книжицы, давая малышам первое представление об окружающем их мире. Сегодняшняя мама порой и сама книг читать не приучена, и ребёнку своему способна прочитать разве что смс-ку. Недавно я в гостях был свидетелем того, какую «колыбельную» пела своей засыпающей в пелёнках дочке молодая мама:
«Мало половин, мало, мало половин.

Я открываю мир других мужчин…»

Это будет то, что её ребёнок узнáет от неё об окружающем мире. Крайне исчерпывающая информация.

Мир познаётся ребёнком через игру. Чтобы воздействовать на его речь, надо постараться «постучать во все двери», то есть подключить все анализаторы ребенка: зрительный, слуховой, тактильный и, конечно же, двигательный. Поэтому дошколята легко и с удовольствием ориентируются в кабинете своего логопеда, оборудованном яркими играми, пособиями, и могут сами выбрать, в какую дидактическую игру они сегодня поиграют, закрепляя тот или иной звук.

Говоря о ребёнке с нарушениями речи, мы обычно имеем в виду самую распространённую замену ребёнком звука «р» звуком «л» или звука «ш» звуком «с». С «лыбой» и «сыской» Алевтина Юрьевна справится легко. Но попробуй-ка исправить речь ребёнка, не умеющего произносить аж 14 звуков или, что еще сложнее, вызвать речь у неговорящего ребенка. 

– За первый год жизни  ребёнок должен освоить до 10-20 слов и понимать значение многих слов. К двум годам словарный запас увеличивается до 100 слов. На третьем году жизни речь начинает бурно развиваться. Словарный запас – около 300-400 слов. Если до этого с ребенком родители активно разговаривали (и не на уровне «ам-ам» и «бяка»), много ему читали, хотя он еще не говорил, в его мозгу шло накопление. Потом как будто прорывает плотину, дитя начинает говорить целыми предложениями. Притом без умолку. К четырем годам ребенок учится пересказывать услышанные сказки. В 5-6 лет ему уже доступны абстрактные понятия. Ребёнок должен уметь по-взрослому строить фразы, правильно излагать свои мысли, отстаивать свое мнение. К моменту выпуска ребенка из детского сада его речь должна быть грамотной и правильно оформленной, – делится своими убеждениями Алевтина  Юрьевна. – Дети всегда идут на мои занятия с удовольствием. Им интересно. А я, в свою очередь, испытываю счастье, когда слышу красивую и  правильную речь детей, с которыми мы прошли через все трудности и достигли желаемого результата.

На своих занятиях Алевтина Юрьевна неизбежно прививает дошколятам навыки чтения, учит их основам грамоты. Это получается само собой. Дети, закрепляя поставленный звук, рассматривают картинки, читают слоги, складывают их в слова и незаметно для себя учатся читать.

– Дети должны хорошо знать значение слов, которые проговаривают на наших занятиях, называть предметы только осознанно. Если ребёнок на занятиях составляет из кубиков слово «рама», то к этому моменту он уже должен представлять, что такое рама и какими они бывают. Если образ предмета не возникает у него в голове, то его словарик вряд ли пополнится.

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Я хорошо помню себя в младших классах. Среди моих сверстников были ребята, не выговаривающие отдельные звуки. У самого была проблема со звуком «р». Но не помню случая, чтобы кто-то целенаправленно обращался к логопеду. Все успешно изжили нарушения речи с помощью родителей.

–  Почему так востребованы услуги логопедов сегодня?

– Спросите военкома. В России с каждым поколением рождается всё меньше здоровых людей. Военкоматам трудно найти здоровых призывников, зато у логопедов с каждым годом всё больше клиентов. Нездоровье родителей – это одна из причин речевых нарушений у их детей. На самом деле, причин патологии детской речи множество. Это могут быть различные заболевания, которые перенесла будущая мама во время беременности, родовая травма или заболевания в первые годы жизни малыша, даже неблагоприятные социально-бытовые условия. Если взрослые не отвечают на вопросы ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи, – уверяет Алевтина Юрьевна. – Главная беда ребёнка не в том, что он рождается с некоторыми проблемами, а в том, что взрослые не могут, не хотят или не знают, как и какие условия создать для нормального развития речи своего малыша. Я сторонник профилактики речевых нарушений и ранней диагностики различных отклонений в развитии речи. Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, необходимо обратиться за консультацией к грамотным специалистам – логопеду, психологу, психоневрологу, оториноларингологу, провести ряд медицинских исследований и как можно раньше организовать правильную медикаментозную помощь ребенку. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Работая учителем-логопедом более двадцати лет, я не перестаю радоваться тому, что выбрала такую замечательную профессию. Перечислю три основных аргумента в пользу своего выбора: во-первых, я ежедневно наблюдаю за развитием ребенка, становлением его индивидуальности, уникального «Я», радуясь вместе с ребенком каждой маленькой победе. Во-вторых, в своей профессии мне не бывает скучно, ведь коррекция речи – дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам и стандартным методам. И, наконец, я горжусь своей профессией, считая ее одной из самых важных, гуманных, интересных и в то же время – сложных и почетных. Она почетна тем, что вызывает чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность. Высшая награда для меня – это улыбка ребенка, его любящий и доверчивый взгляд, вера в свои силы, желание добиваться успеха, и, конечно же, чистая, грамотная и красивая речь. Ежегодно  ставлю для себя цель – стараться максимально помочь детям, нуждающимся в логопедической коррекции.

Алевтина Юрьевна исподволь учит бершетских малышей правильно думать на родном языке, а потом устанавливает полное соответствие между мышлением и речью. Значит, они будут говорить правильно.

Логопед из Бершети Алевтина Агеева за это ручается.

Поделиться:
Копировать ссылку