• Пермь
    • $ 92.59
    • 100.27
Присоединяйтесь к нам:

На вкус и цвет…

122

Дорожка в фермерское хозяйство Лаптевых, что расположено неподалеку от Баш-Култаево, была проторена «НИВОЙ» два года назад. Тогда наш корреспондент Михаил Шаламов представил читателям газеты Татьяну Лаптеву, студентку Пермского государственного университета, волею судьбы ставшую самым молодым фермером не то что Пермского района, но и всего Прикамья. Да-да, свой первый грант на развитие собственного дела по программе поддержки начинающих фермеров девушка получила, едва ей минуло 18 лет, то есть практически одновременно с получением зачетной книжки.

Изучение философии не мешает девушке работать на земле. Ведь она настоящая «фермерская» дочь — сельским хозяйством семейство Лаптевых занялось давно, и Татьяне ничего не оставалось делать, как стать надеждой и опорой для своих родителей. И источником новых идей.

Зигзаг судьбы

Оксана и Сергей Лаптевы — фермеры со стажем. Впрочем, до своей новой сельской жизни, каждый из них занимался вполне прозаичным, привычным для горожанина делом. Оксана, будучи парикмахером-универсалом, преображала людей с помощью ножниц и фена, а Сергей трудился в сугубо мужских — дорожной и строительной — отраслях.

Познакомились они на улице – таким необычным в век информационных технологий способом. Причем не просто познакомились, но и практически сразу же соединили свои судьбы в единое целое. И опять же, не просто соединили, но и полностью перекроили свой образ жизни: продали всю недвижимость, что была у обоих, и купили земельный надел.

Во дают!

Для обитателей уютных диванов такой зигзаг судьбы и немыслим, а Лаптевы только улыбаются: «Да, так вот получилось».

Получилось неплохо. Если учесть, что фермерское хозяйство начиналось с двух лошадок, выкупленных у умирающего пермского ипподрома. А сейчас в нем — несколько гектаров пастбищ, ферма, недавно отстроенная конюшня, 60 голов баранов и овец, 40 свиней, 15 лошадей и целый выводок народившейся поросли – поросят и ягнят. Кстати, бараны и овцы появились в хозяйстве два года назад — именно на развитие фермы по разведению этих животных и получила свой первый грант Татьяна Лаптева.

Опыт

Это сейчас Лаптевы — грамотные фермеры, кому угодно советом помогут. А поначалу…

— Да много, конечно, ошибок было, — признается Оксана Владимировна. — Больше всего запомнилось, как пытались выходить всех без исключения новорожденных. Это сейчас с первого взгляда можем определить, насколько жизнеспособно потомство. А тогда… Возьмешь такого хилого поросенка в руки, закутаешь потеплее, из бутылочки покормишь, а он все равно через какое-то время умирает. Ревела…

Опыт — сын ошибок трудных. За него пришлось заплатить не только слезами, но и кропотливым трудом — одна эпопея по уничтожению борщевика чего стоила. Его на приобретенном земельном наделе, по словам Оксаны Лаптевой, было «как одуванчиков на лугу»! Не обошли наших героев и трудности, неизбежно встающие на пути фермеров, с реализацией мяса, приобретением кормов. Сертифицированный убойный пункт вроде бы есть поблизости, но очень уж там нелояльная ценовая политика. А за кормами — тюком сена – иной раз приходилось ездить и за 200-300 километров. Даже создав в своем хозяйств шесть рабочих мест, Лаптевы столкнулись с проблемой кадрового голода. Сложно, очень сложно найти надежные рабочие руки.

Грант, полученный дочерью, дал Лаптевым возможность воплотить в жизни идеи, о реализации которых в фермерском хозяйстве и не мечтали.

— На мой взгляд, — рассуждает Сергей Николаевич, — настоящий фермер не может и не должен себя ограничивать чем-то одним. Продукция фермерских хозяйств — будь то молоко, мясо или овощи — предназначена, прежде всего, для людей. А люди очень непостоянны в своих пристрастиях. Еще вчера им было достаточно кефира и ряженки, а сегодня подавай йогурты и айраны. Чтобы оставаться на плаву, фермер должен быть гибким. Вот и стараемся.

Подстраиваясь под запросы рынка, Лаптевы создали многопрофильное хозяйство. Качнись спрос в ту или иную сторону, начинать с нуля не придется. А рынок иногда предъявляет такое!

Спрос рождает предложение

Последнее веяние — резко возросший спрос на конину. Пермский край стал второй родиной для представителей стран и регионов, для которых поедание конины — привычное дело. Да и наши соотечественники, порой, не прочь отведать экзтики.

Как, вздрогнут наши читатели, как? Как можно пустить на жаркое лошадь — прекрасное, благородное и грациозное животное? Как можно есть колбасу, сделанную из того, кто на протяжении веков был другом для человека?

— Это все предрассудки, — машет рукой Сергей Николаевич. — Едите же вы и телятину, и свинину, знатоки и от шашлыка из баранины не откажутся. А, между прочим, во многих странах есть запрет на употребление этих видов мяса в пищу.

Свинина запрещена для евреев, говядина неприемлема для индусов, кришнаиты не едят грибов, а американцы — мясо оленей, особенно в ночь перед рождеством. Цивилизованная Европа, по большому счету, таких предрассудков лишена, но все же употреблять собак и кошек в пищу у нас не принято. Между тем, во многих провинциях Вьетнама и Китая — это весьма дорогое лакомство.

А лошади… Человечество им многим обязано. И в бою, и в мирной жизни лошадь всегда приходила на помощь человеку, ее приручившему. Но, тем не менее, в кочевых племенах Средней Азии конину ели с глубокой древности. Во-первых, лошади всегда были под рукой, а во-вторых, их мясо не только давало много энергии, но и согревало. Что же мешает наслаждаться кониной нам, славянам? Прежде всего, религиозные традиции, которые не рекомендуют есть «конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов». Как видим, этот обширный перечень давно уже поредел, и мы с удовольствием лакомимся и раками, и крабами, не брезгуем рагу из зайчатины и жареными кроликами.

В голодные времена, например, в гражданскую войну, во время голодомора 30-х годов в Поволжье или во время Великой Отечественной, мясо лошадей употребляли в пищу. В 60-х годах прошлого столетия конина была популярна и в СССР, по

крайней мере, «конская» колбаса или тушенка из конины шли нарасхват. Сегодня на территории России конина употребляется в пищу в Карачаево-Черкесии, Якутии, Татарстане, Башкортостане. Учитывая активные миграционные процессы, не стоит удивляться и появлению спроса на конину. Тем более что конину употребляют не только в чистом виде, но и при изготовлении некоторых сортов колбас для придания упругости и пикантности. Так что хозяйкам Прикамья стоит освоить приготовление, к примеру, татарских блюд — казы, кыздырмы, бесбармака, ведь освоили же они грузинскую долму, армянский лагман и киргизский плов.

А раз есть спрос — должно быть и предложение!

Поддержка для новых идей

Обдумав эту идею, просчитав варианты и перспективы развития этого направления животноводства, фермеры Лаптевы взялись за дело. Пригодился опыт двухлетней давности, когда грант на развитие своего дела получила Татьяна. Как и тогда, нынче бизнес-проект тоже составляли всей семьей — все расписали, по полочкам разложили и подали заявку на участие в конкурсе развития семейных животноводческих ферм.

Грант получили быстро, и скоро на землях фермерского хозяйства неподалеку от здания фермы были построены конюшня и навес. Недавно сюда приехали и первые постояльцы. Лаптевы планируют, что через четыре года количество голов увеличится до 50. К этому времени нужно расширить пастбища, ведь одно из условий вкусной конины — это свободный выгул животного, ведь дольше трех недель лошадь в стойле держать нельзя.

Что ж, за этим дело не встанет. У крепкой семьи все получится!

А знаете ли вы, что…

Медики утверждают, что конина– самое экологически чистое мясо, в нем самое высокое содержание белка при идеальном балансе аминокислот. Оно снижает количество холестерина в крови, регулирует обмен веществ в организме и даже нейтрализует последствия радиации. Кроме того, оно содержит массу полезных витаминов и микроэлементов. Конина вполне способна заменить полноценный пищевой рацион. К тому же гипоаллергенна, и ее вполне можно давать детям.

Поделиться:
Копировать ссылку