• Пермь
    • $ 92.51
    • 98.91
Присоединяйтесь к нам:

ПАЗЛ ТВОРЧЕСТВА

148

Я часто пишу о мастерах. У нас в районе хорошие мастера – не редкость. Люди работают с деревом и металлом, с кожей и текстилем, с красками и камнем. Объединяет этих людей только то, что они работают руками и делают порой вещи удивительной культурной ценности и красоты. У каждого из мастеров своё отношение к результатам собственного труда: одни хотят, чтобы сделанные ими вещи попали на выставки и вернисажи, другим достаточно уже того, что созданным им предметом играет ребёнок или он стоит на чьём-то обеденном столе.

Резчик по дереву из Курашима Владимир Дроздов не ищет для предметов, которые рождаются в его руках, широкой зрительской аудитории. Он довольствуется малым. И работает он с малыми формами. Из древесных наростов, капа и сувеля, Владимир Павлович вытачивает изящные вазы, хлебницы, конфетницы, которым самое место на хлебосольном столе, а не в музейной витрине. Из древесного массива рождаются деревянные вазы и тарелки, которые завораживают цветом живой древесины и тёплой структурой дерева. А ещё в добрых руках мастера рождаются детские игрушки.

Меня раз и навсегда очаровал причудливый пазл – собранный из кусков дерева домик. Куски причудливо вырезанные, разной формы. Чтобы собрать их воедино, нужно дать волю фантазии. Таких домиков может быть множество, и каждый нужно будет собирать из своего набора частей, непохожих на все другие, не взаимозаменяемых.

Как отличить, художник перед тобой или ремесленник? Был я в Кировской области на ярмарке Дымковской игрушки. Именно в древней Вятке, в слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки, ставшие одним из самых знаменитых народных промыслов России. Десятки прилавков, заполненных броской и яркой продукцией дымковских мастеровых, оставляли странное впечатление: среди фигурок не было двух одинаковых. Каждый мастер лепил свои игрушки по-своему. Но все они повторяли какой-то выбранный в древности эталон. Кони походили не на коней, а на ДЫМКОВСКИХ коней, петухи – на ДЫМКОВСКИХ петухов, человечки стояли в фирменных ДЫМКОВСКИХ позах. И поэтому всё это огромное многообразие ярких фигурок казалось сделанным в одном фабричном цехе. И лишь у нескольких мастеров фигурки обладали «лица не общим выраженьем». Сделанные в том же фирменном стиле их игрушки были уникальны и рождали у зрителей совершенно иные чувства.

Также и у Владимира Павловича. Каждая вещица – со своей особинкой. Если ребёнок уже научился собирать домик-пазл, над следующим ему всё равно придётся подумать. Потому что настоящее творчество не терпит повторенья.

– Даже если я беру идею очередной поделки из интернета, всё равно ещё «на берегу» думаю, как эту идею усовершенствовать, сделать своей, ни на что больше не похожей, – делится соображениями мастер Дроздов. – Повторить чью-то идею – проще всего.

Потому-то и любит он работать с капами и сувелями, что из них каждая вещь получается на особицу, неповторимая.

– Вы держите в руках заготовку и сразу «видите», что из неё получится?

- Говорят, скульптура – это камень, от которого мастер отсёк всё лишнее. Дерево в этом смысле гораздо сложнее. Оно живое. Порой окончательное понимание приходит в процессе работы, когда обнажаются внутренние узоры древесины. Порой задумываешь одну вещь, а на выходе получается что-то совсем другое. Дерево – материал непредсказуемый. У каждого мастера свой рецепт, помогающий избежать трещин: на основе масла, лака, сосновой живицы, воска. Такая пропитка оставляет в неприкосновенности живой древесный узор и позволяет изделию не впитывать воду и избежать трещин. У каждого мастера изделие блестит и сияет по-своему.

– Владимир Павлович, как вы пришли к этому творчеству? Как складывался пазл вашей жизни?

– За свою жизнь я сменил много профессий. Работал в совхозе «Курашимский», занимал должность в сельсовете, несколько лет занимался частным предпринимательством. Но всё это в конечном счете оказалось «не моё». «Моей» оказалась работа с деревом. Пазл складывался в течение многих лет, но всё-таки сложился.

– В каком возрасте вы сделали свою первую поделку?

– В десятилетнем возрасте выстругал деревянный пистолет. И рогатки делал… А если серьёзно, мне уже исполнилось 57 лет, когда я вырезал изкапа свою первую поделку – «Сердце». Видите, сколько лет было потрачено зря!

– Вы считаете себя мастером?

– Отнюдь! Скорее, увлеченным любителем. Люблю работать с деревом. Мне интересно убрать лишнее, чтобы в результате показалась очевидная красота. А насколько удачно это у меня получается – судить не мне. Я только отсекаю лишнее и стараюсь подчеркнуть красоту дерева даже в детской игрушке. Каждая вещь должна обладать своей «изюминкой» и сохранять тепло рук мастера.

Поделиться:
Копировать ссылку