• Пермь
    • $ 92.51
    • 98.91
Присоединяйтесь к нам:

Сделать мир чище

406

Такая задача стоит перед сотрудниками Следственного комитета России

Проблемой проведения независимых расследований тяжких преступлений или преступлений государственной важности был озадачен еще Петр 1. Созданные им в 1713 году «следственные канцелярии» были освобождены от влияния каких-либо государственных органов власти и подчинялись непосредственно российскому императору.

Позже это следственное ведомство претерпело немало изменений и до наших дней дошло в виде следственного аппарата при прокуратуре. И только в 2011 году Следственный комитет начал работать как самостоятельный федеральный государственный орган, деятельность которого контролируется исключительно президентом Российской Федерации. Сейчас Следственный комитет России расследует уголовные дела об убийствах, изнасилованиях, похищениях людей, о налоговых преступлениях и о преступлениях коррупционной направленности. Одним словом — вся грязь мира в одном флаконе. И, чтобы делать этот мир чище, нужны недюжинные силы. Поэтому работать в Следственном комитете сможет далеко не каждый.

Система отбора сотрудников Следственного комитета строже некуда. Прежде чем получить назначение на должность следователя, кандидат долгое время работает в ранге его общественного помощника. Да-да, вы не ослышались, трудятся именно на общественных началах, получая вместо заработной платы опыт и возможность работать плечом к плечу с настоящими профессионалами. Несмотря на огромную нагрузку — одновременно в работе у следователя может находится до 10 уголовных дел и до 20 материалов проверки, использовать общественников в роли принеси-подай — большая роскошь для действующих сотрудников Следственного комитета. Поэтому с первых дней общественные помощники становятся полноценными участниками расследований — вместе со своими наставниками они выезжают на места преступлений, ведут осмотр мест происшествий, в том числе и трупов, заполняют бесчисленное множество процессуальных документов, запросов, анализируют документы и пытаются сделать свои первые выводы.

— Многие кандидаты на должность следователя сбегают через неделю такой «общественной работы», — не скрывает Эдгар Саркисян, первый заместитель руководителя Пермского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю. — Слишком тяжелая, прежде всего, в психологическом плане нагрузка. Зато те, кто пройдут эту школу не сломавшись, становятся настоящими асами расследования.

Старший следователь Пермского межрайонного следственного отдела, старший лейтенант юстиции Павел Турченко прошел школу общественников полностью. Будучи выпускником юридической академии, он оттачивал практические навыки, технологии и методики ведения следствия под руководством опытных коллег. В числе первых порученных молодому специалисту заданий было уголовное дело по факту похищения человека. Благодаря кропотливой работе с документами, грамотному анализу документов, умелому проведению допросов, преступная группировка была изобличена, а похищенному ею человеку — возвращена свобода. Сейчас Павел Юрьевич ведет расследование по факту обрушения крыши спортивного комплекса на станции Ферма. Материалы по этому уголовному делу уже составляют более десяти томов, и точка в нем еще не поставлена. Но виновный обязательно ответит по закону. В этом следователь Турченко уверен.

Разумеется, когда Петр 1 создавал «следственные канцелярии», он и предположить не смел, что когда-нибудь вести независимые расследования будут женщины. Но тем не менее, это случилось. В Пермском межрайонном следственном отделе, например, работают три женщины следователя, и одна из них — следователь по особо важным делам, подполковник юстиции Марина Ищук. Именно она принимала участие в расследовании дела по крушению «Боинга», которое произошло над Пермью в сентябре 2008 года. Тогда в Пермском крае была создана большая следственная группа, в которую вошли лучшие следователи со всех районных отделов Следственного комитета. Они работали на месте происшествия, извлекая останки погибших, собирая фрагменты самолета, которые могли бы пролить свет на причину катастрофы. Уже на следующий день следователи приступили к допросам родственников погибших.

— Это были черные дни, — вспоминает Марина Валерьевна. — Горе, слезы… Душа наизнанку выворачивается от сочувствия, но расследование прекращать нельзя. Эмоции человека, потерявшего родных или близких, — это неотъемлемая часть нашей работы. На бумаге их не зафиксируешь, но попытаться разделить их с человеком - нужно.

В Следственный комитет Марина Ищук пришла уже состоявшимся профессионалом, отработав свыше десяти лет в полиции. Именно ей сейчас поручаются дела одной из самых сложных категорий — нарушение половой неприкосновенности несовершеннолетних. К сожалению, не только в Пермском районе, но и по всей стране количество таких преступлений растет.

— И никуда нам без женщин не деться, — улыбается Эдгар Саркисян. — Очень часто подозреваемыми и потерпевшими становятся несовершеннолетние. И только женское сердце и интуиция помогают понять, что же в самом деле происходит в душе пострадавшего ребенка или подростка, преступившего запретную черту.

Свои парадные мундиры следователи СК надевают редко. Чаще — форма повседневная, а то и полевая, настоящий камуфляж. Но следователи грязной работы не боятся. Ведь все это делается для того, чтобы окружающий нас мир был хоть чуточку чище…

Поделиться:
Копировать ссылку