• Пермь
    • $ 93.44
    • 99.58
Присоединяйтесь к нам:

Страха нет?

220

Ситуация одновременно простая и странная. Одна компания отключила газ, чтобы обеспечить безопасность жителей села, обнаружив две утечки, вторая - не могла включить газ сразу же, так как не были предоставлены соответствующие документы... Впрочем, все по порядку.

День первый. Авария

— В службу «04» утром 1 августа поступил звонок: на дамбе рядом с газопроводом Усть-Качки пахнет газом. Наша аварийная служба реагирует на все подобные сообщения, поэтому рано утром специалисты выехали на объект, - рассказывает Александр Крылов, главный инженер «Газпром газораспределение-Пермь» по Пермскому району. - Действительно, запах стоял сильный, на фланцевом соединении на газопроводе высокого давления была обнаружена утечка газа, при дальнейшем обследовании обнаружена и вторая утечка на газопроводе среднего давления, который нашей компании не принадлежит. Для обеспечения безопасности жителей села и предотвращения аварийной ситуации подача газа была прекращена: была поставлена глухая заглушка с пломбой.

Газопровод, ведущий к 156 домам, по данным администрации Усть-Качкинского поселения, находится в частной собственности — он принадлежит компании «ГазСервисПермь», руководителем которой является Александр Сенокосов.

Днем 1 августа комиссией, в которую вошли представители компании «Газпром газораспределение-Пермь», Западно-Уральского управления Ростехнадзора и администрации Усть-Качкинского поселения, был составлен акт о том, что газопровод находится в ненормативном состоянии. Сам собственник газопровода в этот момент отсутствовал. Об аварийном отключении компания «Газпром газораспределение-Пермь» уведомила все заинтересованные стороны: главу Пермского муниципального района, прокуратуру Пермского района, «Газпром межрегионгаз Пермь», Ростехнадзор, главу Усть-Качкинского поселения.

Данные акта осмотра: «Ограждения ГРПШ-223 (газорегуляторного пункта шкафного) заросли кустами, отсутствие запирающего устройства на ГРПШ-223, неповерены средства измерения (манометры) - последняя поверка - 2014 г., отсутствуют импульсные линии на линии редуцирования, ведущие к регулятору. На 2-ой линии редуцирования предохранительно-запорный клапан (ПЗК) жестко зафиксирован (в нерабочем состоянии). В ГРПШ-223 отсутствует катушка (предположительно узел учета), на кранах отсутствуют резьбовые заглушки. Нарушено изоляционное покрытие газопровода, а также молниеотвода, свечи безопасности. Собственник газопровода — директор ООО «ГазСервисПермь» Сенокосов А.В. - на телефонные звонки не отвечает».

Конечно же, жители 156 частных домов остались без газа, а это означает, что они не могли приготовить пищу, если у кого-то не осталось электрической плитки, включить автономное отопление, так как практически у каждого стоит котел, а на улице стало прохладно.

Дни следующие. Переписка

По словам Василия Лузина, главы Усть-Качкинского поселения, которого журналисту удалось, несмотря на его отпуск, застать в здании администрации поселения 23 августа, все недочеты были устранены компанией Сенокосова еще 1 августа. Но специалисты «Газпром газораспределение-Пермь» не сняли заглушку.

— Действительно, Сенокосов рассказал, что недочеты были несущественные, и устранить их можно было за несколько часов, - комментирует ситуацию помощник прокурора Пермского района Елена Леушина. - Однако на мой вопрос, почему же он не вызвал сразу представителя Ростехнадзора, который должен в данном случае подписать акт об устранении нарушений, так как газопровод является объектом повышенной опасности, он не ответил. Впервые о том, что он устранил неисправности, Сенокосов сообщил только 5 августа. Но акта Ростехнадзора так и не было.

Жители отключенных домов обращались и в прокуратуру, и в компанию «Газпром газораспределение-Пермь» с требованием возобновить подачу газа и разобраться в ситуации.

Компания «Газпром газораспределение-Пермь» имеет право возобновить подачу газа только после предоставления необходимых документов, в том числе от Ростехнадзора, а также обеспечения доступа в каждое газифицированное домовладение собственником газовой сети. Но ни 1 августа, ни 6, ни 9 числа специалисты Ростехнадзора акт не выдали. В письме, направленном господину Сенокосову компанией «Газпром газораспределение Пермь» 9 августа, перечислен необходимый список документов для подачи газа. И первым в списке — документ, подтверждающий ликвидацию всех неисправностей, то есть все тот же акт Ростехнадзора.

Из письма г-ну Сенокосову от 9 августа 2018 года:

- Для возобновления подачи газа… прошу Вас предоставить в кратчайшие сроки:

1. Подтверждающие документы от Ростехнадзора по устранению нарушений на газопроводах ООО «ГазСервисПермь».

2. Исполнительно-техническую документацию на распределительные газопроводы и газопроводы-вводы, внутридомовые газопроводы.

3. Договоры на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газопроводов ООО «ГазСервисПермь».

4. Правоустанавливающие документы на газопровод ООО «ГазСервисПермь».

Однако акт появился только вечером 17 августа, причем был предоставлен в прокуратуру.

День последний. Подача

В субботу, 18 августа, заглушка была снята, газ постепенно начал поступать в дома. При этом бригада компании «Газпром газораспределение Пермь», осуществлявшая подачу газа, вновь зафиксировала запах.

Чтобы избежать возможных инсинуаций, журналисты газеты «НИВА» вместе с Евгением Литвишко, начальником Пермского эксплуатационного управления, и Виктором Холкиным, его заместителем, отправились 23 августа посмотреть на злополучный ГРПШ-223. Сразу видно, что площадку вокруг него вырубили совсем недавно, покрасили свежей краской, навесили замки, которые еще блестят «новьем» из магазина. Но запах газа был четко уловим, да еще впридачу этот самый объект неожиданно загудел.

- Так не должно быть, - комментирует Виктор Холкин, - это означает, что регулятор неверно настроен.

- Какой регулятор?

- Это атоматическое устройство, служащее для поддержания постоянного давления газа в газопроводе, - поясняет специалист. – Его работа не должна сопровождаться посторонними звуками и вибрацией, работа должна быть бесшумной. Когда была зафиксирована утечка, запах чувствовался прямо с дамбы (больше 50 метров – ред.).

После посещения ГРПШ журналисты направились в администрацию поселения, чтобы найти специалиста, который в эти дни контактировал со всеми сторонами. Нам удалось застать главу поселения в здании администрации. Вместе с Ириной Волковой, заместителем главы, они ответили на вопросы журналиста.

В принципе, взгляд на ситуацию был такой же, пожалуй, единственным нюансом стало участие Василия Лузина во всех мероприятиях, связанных с ликвидацией аварийной ситуации, опять же, по словам его самого. Однако руководство «Газпром газораспределение-Пермь» уверяет, что глава поселения впервые за две недели позвонил с требованием открыть задвижку и обеспечить жителей газом 15 августа. Также Василий Петрович усиленно защищал г-на Сенокосова, мотивируя тем, что «Газпром газораспределение-Пермь» требует лишние документы для подачи газа, и они давно бы уже могли открыть задвижку, так как неисправности были устранены оперативно.

Г-н Сенокосов предоставил документы в «Газпром газораспределение-Пермь», которые требовались, но все также без акта Ростехнадзора, подтверждающего устранение нарушений. В предоставленных документах есть и нестыковки: специалисты его собственной службы, обслуживающей, по его словам, газопровод после расторжения договора с «Газпром газораспределение-Пермь», получили допуск к обслуживанию опасных объектов лишь 25 июля 2018 года.

Зато теперь, по словам Ирины Волковой, заместителя главы администрации Усть-Качкинского поселения, можно быть уверенными в том, что газовая труба прошла опрессовку и готова к зимнему периоду. А что же, в предыдущие годы опрессовка не проводилась? Глава не запрашивал собственника о готовности к зиме? То есть жители 156 домов несколько лет находились под угрозой? Ведь газопровод – объект повышенной опасности, которому требуется особое внимание. Но и они, жители, официально обратились в прокуратуру и к руководству «Газпром газораспределение-Пермь» с требованием разобраться в ситуации и возобновить подачу газа только 10 августа. И одним из вопросов было, почему же не оповестили об аварийном отключении. Полагаю, что задавать вопросы нужно было, в первую очередь, главе поселения, так как именно он отвечает за обеспечение жителей коммунальным услугами в соответствии с законодательством.

Все вопросы, касающиеся работы компании «ГазСервисПермь», мы попытались задать и г-ну Сенокосову. Но разговаривать с журналистом в первую встречу он отказался, мотивируя отсутствием времени. Предложил составить вопросы, на которые он готов дать ответы. Вопросы были составлены, направлены в администрацию Усть-Качкинского поселения и лишь через три дня переданы лично г-ну Секоносову. Он посетил редакцию, чтобы ответить исключительно на вопросы, сформулированные журналистом. На все остальные, возникающие по ходу чтения заготовленных ответов, либо отказывался отвечать, объясняя тем, что «этих вопросов не было задано», либо переводил разговор на другую тему. Говорил о том, что было вмешательство третьих лиц, что у него есть свидетели, на вопрос, есть ли документальное подтверждение его словам и словам свидетелей, говорил, что все представил в прокуратуру (На самом деле в прокуратуре фото или видеоматериалов, подтверждающих его слова о внешнем вмешательстве, нет – от ред.). Документов, подтверждающих регулярное обслуживание принадлежащего ему газопровода, не представлено. «Газпром газораспределение-Пермь» обслуживал этот газопровод до 1 января 2017 года – г-н Сенокосов утверждает, что договор был расторгнут только в конце 2017 года. Компания г-на Сенокосова не имеет статуса ГРО (газораспределительной организации), не имеет права подключать домовладения и вести внутридомовые подключения.

Так кто же прав? У каждой стороны свои доводы, одни подкрепленные предоставленными документами, другие – лишь словами свидетелей.

Но пока суть да дело, жители 156 домов оставались без газа почти три недели.

Поделиться:
Копировать ссылку