• Пермь
    • $ 95.03
    • 104.87
Присоединяйтесь к нам:

Свидетель вековой истории: жительница села Рождественское отпраздновала 100-летний юбилей

200

Мария Яковлевна Карлина родилась 1 февраля 1924 года в очень далекую эпоху, пару лет, как отгремела гражданская война, три дня назад забальзамированного Ленина положили в Мавзолей. На ее веку прошла и коллективизация, и Великая Отечественная война. И все эти события сохранились в памяти долгожительницы.

И, выпив рюмочку коньяка за свой столетний юбилей в окружении внуков, правнуков и другой родни и гостей, Мария Яковлевна начинает рассказывать.

– Родилась я в деревне Осиновка, недалеко отсюда.  Сейчас нашей деревни официально и нет. Помню, как у нас проходило раскулачивание, – вспоминает долгожительница. – В Осиновке до сих пор стоит каменный дом, там жила семья, у которой была пасека, работники. Дочка у них Тоня была со мной одногодка. И вот их всех собрали, посадили на телегу с личными вещами и увезли, а пчел и все остальное хозяйство передали в колхоз. Глава семейства Семен Павлович там, куда их сослали, скоро умер, а его жена Мария потом еще вернулась и долго жила в Юго-Камском. Но и те, кого не раскулачили, отдавали всю свою скотину в колхоз.   

У меня было три брата, все трое воевали в Великую Отечественную. Среднего Александра в мае 1941 года призвали, за месяц до начала войны. Был трактористом, так что взяли в танкисты. А уже в июле его танк подбили. Парень Коля из соседней деревни с ним служил, нам письмо прислал. Рассказал, что Сашу тяжело ранило в живот, но, когда Коля довез его до госпиталя, он был еще в сознании. К осени немцы наших отогнали от госпиталя на пятьдесят километров. И Александр до сих пор числится без вести пропавшим.  

Никогда не забуду День Победы. Послали нас, четырех баб, пилить березняк на дрова, чтобы сушить колхозное зерно. Возвращаемся в деревню, а там все визжат, наш председатель Пинягин кричит: «День Победы, бросайте все!» Мы инструменты бросили, ревем от радости. Старенькие бабы, моя мама в их числе, давай калачи стряпать. Мед взяли колхозный, поставили большущий самовар, всех на чай с качами пригласили. Вот так мы Победу и встретили! – здесь Мария Яковлевна прослезилась. – У меня тогда уж сыну Михалке было год и два месяца. Единственный мой ребенок, больше родить не получилось. Зато у него три дочки родились.

Мария Яковлевна до 1970-х годов трудилась в совхозе в Осиновке, а потом переехала в село Рождественское, где до выхода на пенсию шесть лет работала техничкой в магазине. В село перебралась вся семья, так на плечи еще молодой пенсионерки легла забота о парализованной матери и внучках. Старшая внучка родилась в Осиновке и переехала с родителями в возрасте полутора лет, а еще две появились уже в Рождественском.

Единственный сын Карлиной Михаил скончался десять лет назад в возрасте 71 года. Сейчас Мария Яковлевна живет в своем частном доме со снохой и младшей внучкой. В ее большой семье еще две внучки с зятьями, три правнука и одна правнучка, а на подходе еще и праправнук.

На день рождения Марии Яковлевны собрались все родственники, приехали к ней и представители администрации, передали подарки и поздравления от имени Президента Путина и губернатора Махонина со столетием. Торт для именинницы испекли большой, чтобы на всех хватило, но даже он бы не вместил сотню свечек. Поэтому на торт поместили свечки-цифры «100», которые юбилярша задула.

– Мама моя прожила 91 год. Мой дедушка, мамин отец, 101 год прожил, а я, видимо, в него, – говорит Мария Яковлевна. –  Я не знаю, сколько еще проживу, ухаживают то за мной хорошо, и сама-то еще хожу. На праправнука хотелось бы взглянуть.

Два года назад свой столетний юбилей отметила другая жительница села Рождественское Фатима Хафизова. К сожалению, до столетия землячки она не дожила, но отметим, что процент долгожителей в этом небольшом населенном пункте высок. Может, дело в хорошей экологии, или просто люди здесь привыкли особо крепко стоять на ногах.  

Поделиться:
Копировать ссылку