• Пермь
    • $ 100.22
    • 105.81
Присоединяйтесь к нам:

Возвращение человеколося: открылась выставка пермского звериного стиля с экспонатами со всего Прикамья, Коми и Эрмитажа

186

Тысячу лет назад жители Прикамья отливали из бронзы очень необычные ритуальные украшения. Пермский звериный стиль – это уникальное наследие нашего региона. Даже на гербе Пермского округа изображен не геральдический медведь, а мишка, выполненный в зверином стиле. Но хотя множество находок из бронзы были сделаны в Прикамье, в том числе в окрестностях Перми, далеко не все мы можем увидеть. Немало находок попали в столичные музеи, другие, напротив, остались там, где были обнаружены, – на севере Пермского края и в республике Коми.

Но с 4 ноября появилась возможность увидеть эти сокровища своими глазами. В центральном выставочном зале открылась выставка «Городу нужен герой», для которой свои экспонаты предоставил Государственный Эрмитаж, Национальный музей республики Коми, Чердынский, Кунгурский и Коми-Пермяцкий музеи, а также Пермский краеведческий музей, Пермская галерея, музей современного искусства PERMM, организация КАМВА и многие другие.

– Пермский звериный стиль – яркое и своеобразное явление не только для отечественной, но и для мировой культуры, – отметила Екатерина Шаблавина, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири в Государственном Эрмитаже. – Он интересен не только художественными и стилистическими особенностями, но и тем, что в нем отображено мировоззрение населения Прикамья в Ранее Средневековье. От скифского звериного стиля он отличается своими образами: мы видим медведей, лосей, человеколосей, птиц, лягушек, ящеров, объединенных в сложные сюжеты, которые нам теперь уже сложно расшифровать, хотя такая работа ведется. Например, медведя наши специалисты сопоставляют с хозяином лесов Кайгусем из мифологии кетов – малого сибирского народа.

Все изображения пермского звериного стиля имели ритуальное значение, использовались как обереги, а потому были наполнены как важными для финно-угорских народов животными, так и фантастическими существами.

Медведь – это частый образ в пермском зверином стиле, кроме широко известного «медведя в жертвенной позе», где зверь обращен опущенной мордой к зрителю, встречаются медведи, стоящие на задних лапах или идущие в сторону.

Другой яркий и повторяющийся сюжет – люди с головами лосей, человеколоси, которых считают посредниками между людьми и небом. Часто они стоят на ящерах – обитателях подземного мира, объединяющих в себе черты рептилий, рыб и бобров.

Для древних жителей Прикамья даже утки и гуси были несколько мифическими существами, ведь они могли летать, ходить по земле и плавать, то есть объединяли в себе сразу три мира. Птиц с изображением человеческих лиц на груди, считают духами предков, а трехголовых птиц – посланниками. Три головы лишний раз подчеркивают тройственную природу этих птиц и умение перемещаться по верхнему, среднему и нижнему мирам финно-угорской мифологии.   

Довольно часто встречается в пермском зверином стиле образы коней и всадников, вернее, всадницы, сидящей на лошади боком. Это изображение богини-всадницы – очень архаичный сюжет, древнейшее подобное изображение найдено у нас в округе на Гляденовской горе, правда, там божество оседлало ящера.

Кроме находок археологов и кладоискателей (а некоторые образцы коллекции были найдены еще в XIX веке абсолютно случайно), на выставке представлены чучела лося, орла, волка из краеведческого музея – тех животных, которые вдохновили предков на творчество. Также немалая часть выставки посвящена тому, как пермский звериный стиль вдохновляет наших современников от дизайнеров одежды до скульпторов. 

Выставка в Центральном выставочном зале (Комсомольский проспект, 10) проработает до 26 января 2025 года.

Поделиться:
Копировать ссылку